Начало Статьи Об Авторе Написать

Нужны ли колхозу "Торумы"

- Батя! Решили уже, какие комбайны будете приобретать? Торумы?

- Да нет, сынок. Степан возражает.

Степан. Это - Степан Дубов, бригадир 7-й бригады. Он, как и дуб, надёжный, прочный, устойчивый, но немножко «дубоват». Его, стало быть, иногда надобно убеждать-да-убеждать. Вот и сейчас  заупрямился. Давай ему только «Доны». Никаких там «Торумов». И только контрольные обмолоты.

- Да я ему, Евсей Евсеевич, пытался втолковать, что наш колхоз, ведь же, гигант. Сейчас присоединяем ещё и соседний колхозик. Чтобы справиться со всеми проблемами, и техника сельскохозяйственная должна быть такая же мощная, включая и «Торумы», - поясняет Владимир Ильич, председатель колхоза.

- Батя, а может Степан и прав? Зерноуборочный комбайн «Торум» 785», который сейчас производят на Ростсельмаше, модель новая и настолько сложная, что комбайнеры Степана вряд ли готовы сесть в его комфортабельную кабину, насыщенную всевозможными рычажками и кнопочками, включая компьютер.  

- Потому-то наметил я на следующей неделе провести заседание Правления колхоза, на котором и рассмотрим этот вопрос. И не только этот. Сложная обстановка сложилась у нас в вопросах механизации полеводства. Пришлось сменить главного инженера колхоза. Подумываю сменить и главного агронома.  

- Батя! А может на этом заседании рассмотреть и проблему восстановления деятельности Ученической производственной бригады? Раньше она какой деятельной была!

- Да нет. Решение этой проблемы потребует перестройки всей деятельности и колхоза, и школы. В ближайшее время займусь и этой проблемой.

В моё бригадирство по решению обкома партии для предотвращения потерь зерна на уборке хлебов повсеместно ввели так называемые «контрольные обмолоты». Я и тогда понимал, что это - для обкомовской, стало быть, «галочки». Да и не обкомовская это идея. Он, обком, получил её «свыше». Так в советское время повелось.

К чему это я?

Степан получил бригадирство из моих рук. Уходя на пенсию, именно я предложил его кандидатуру.

И он, Степан, неукоснительно продолжает применять всё те же «контрольные обмолоты». Не верит, что современные комбайны, напичканные электроникой, вовремя подскажут комбайнеру как, не выходя из кабины и не останавливая сам комбайн, регулировать его, значица комбайна, рабочие органы. И без мороки, какой потребуется для Степановых «контрольных обмолотов».

Владимир Ильич! Артёмка в ранге инженера по эксплуатации сельскохозяйственной техники как? Тянет?

- Осваивается. Старается. Вот сейчас пытается разобраться какие комбайны приобретать.

Так он же с «красным» дипломом бакалавра вернулся домой, окончив наш агроуниверситет. Чему же там его учили?

- Дядя Стёпа! Там на лекции общую схему технологического процесса работы комбайна рисовали. Рассказывали, как он косит и молотит. А вот какпе комбайны бывают - ни слова. Да и самого комбайна нам не показали. В университете нет.

Я, Владимир Ильич, другое амплуа ему, Артёмке, наметил. Надобно воссоздать ученическую бригаду во главе с ним. А, могет быть, и целый ученический комплекс. У него и в школе, и в университете - только «пятерки». Значица, лучшего бригадира комплекса и не сыскать

А, впрочем, зачем создавать этот комплекс? Задумался я. Наверное...

Во-первой. Комбайнерам нашим надобно срочно освоить работу на новых комбайнах. «Доны» и «Нивы» поизносились. Да и устарели. Заменим     новыми., Знаний, стало быть, им, комбайнерам, надобно прибавить.

Мои дальнейшие рассуждения прервал приход Степана.

- Я только что вернулся от приятеля из соседнего колхоза, - повествует он. - Познакомил он меня из «Торумом». Купили. Два. Для пробы. Заглянул вовнутрь и ничего, кроме какого-то решётчатого цилиндра не увидел. Так и не понял, чем же и как он молотит, А этот комбайн считается одним из лучших в мире. Четвёртое место. Во! Познакомился ещё и из другой новинкой. Комбайн РСМ-161. Планируют приобрести ещё какие-то «Акрос» и Агромаш 500. У них по два молотильных барабана   рядом.

Как во всём этом колхозу подразобраться? Надобно, стало быть, воссоздать ученическую бригаду, а то и ученический научный комплекс. А для этого, значица, нужны профессионалы. И педагоги. И учёные. И производственники. Это уже не прежняя Ученическая бригада.   Но именно с той, прежней     Ученической бригады, и надобно начинать. А далее что?

Я днями беседовал с учёным, агроуниверситета профессором Геннадием Николаевичем. Обещает посильную помощь.

Геннадий Николаевич. Он педагог, учёный, писатель, публицист.

По возвращении со фронта сразу же стал за штурвал зерноуборочного комбайна «Сталинец-6». И зерноуборочный комбайн со того времени стал его путеводной звездой.

Студенческие годы его. Все каникулы и практики - в обнимке с комбайном.

Первые послеинститутские годы. Он – главный инженер совхоза. Главная забота - комбайны.

Институт механизации сельского хозяйства. Преподаватель. Наука. Защита диссертации. Более полувека – главный специалист области по хлебоуборке. Сотни семинаров в колхозах и совхозах по предотвращению потерь зерна. Писатель. Написал 18 книг. Публицист. В журналах и газетах много-много-много его статей.

Геннадий Николаевич был у истоков рождения наших бывших Ученических производных бригад СССР. Так что ему всё это не ново.  

Сколько же сейчас ему лет то? Недавно отпраздновал своё юбилейное 100-летие.

- И этот старикашка... - Засомневался Владимир Ильич.

Да не старикашка! Посмотрели бы на него сейчас. По виду - не более 70-ти лет. А то и меньше. На лице – ни морщинки. Говорит, что морщинки от табака и алкоголя. Он никогда не пил и не курил. Не по годам бодр. Если бы Вы шли с ним рядом, то не шли, а, бежали бы за ним.

А кто же я – автор рассказа этого и рассказов последующих, которые я планирую продолжить писать в рубрике «Из рассказов бывалого бригадира ЕВСЕЯ ДОБРЕЕВA»

Я и есть этот Евсей Евсеевич Добреев. С детства - сирота. Кругленькая. Воспитывал меня дедушка. Безграмотный. Ни читать, ни писать. Язык – корявый, старорежимный. Потому-то и я, стало быть, унаследовал от него эту такой же говор.

Школа. Переросток. Говорил и писал я все школьные годы на круглые двойки. Остальные предметы - круглые пятёрки. Всегда выделялись мои сочинения безграмотностью и громким уровнем содержания.

Сельскохозяйственный техникум. Помогли поступить... «Добрые» люди» ...      Выделялся среди студентов корявым говором и исключительно высокими познаниями сельскохозяйственной техники. Специальность агронома, получил... Тоже из рук людей «добрых». Понимали, что работать буду не учителем русского языка, а агрономом. Восхищались моими познаниями сельскохозяйственной техники.

Начало моей послетехникомской работы. - агроном бригады. Беспорядки в бригаде - неописуемые. Бригадир - выпивоха. Встретил меня взглядом косоватым. Приглянулся я председателю колхоза. Стал бригадиром. Срок бригадирства – долее полвека, до ухода на заслуженный отдых.

Перелистал свои школьные стишки и сочинения. Решил побаловаться сочинительством... А что до грамматики - на то в издательствах есть редакторы и корректоры.

Рассказы мои – это форма изложения моих советов своим землякам-сельчанам. Они, рассказы. мои, всегда считались дельными, так как покоились на многолетней бригадирской деятельности. Стиль изложения – читабельным. Потому-то, значица, и публиковались мои статьи без редакторской правки.

ЕВСЕЙ ДОБРЕЕВ.

(Продолжение следует)

Начало Оглавление Назад

 

РЕКЛАМА