Начало Статьи Об Авторе Написать

Глава 16 Соревнование пахарей

Pic
1

Многие годы я занимался этой проблемой. Выступал в качестве главного судьи краевого конкурса и заместителя главного судьи Всероссийского конкурса юных пахарей. Был главным судьей краевого соревнования, заместителем главного судьи соревнования зоны Северного Кавказа и главным тренером команды России во Всесоюзных соревнованиях взрослых пахарей.

Впервые конкурс юных пахарей в крае был проведен в 1971 году. Я был назначен главным судьей этих соревнований. В моем таком назначении сыграло основную роль то, что я был автором справочника пахаря.

Что это такое - этот конкурс - ни я и никто другой не ведали. Изучил Положение этого конкурса. Он проводился на тракторах «Беларусь».

Всю тяжесть в проведении этого первого конкурса взял на себя колхоз имени Сараева Петровского района - подготовка поля, представление техники, обслуживание, размещение, питание... Очень большую роль во всем этом сыграл председатель колхоза Иван Викторович Смагин. В день соревнований он ни на минуту не покидал поля, где проходил этот конкурс. Все возникающие проблемы он решал оперативно и властно. Именно благодаря его участию конкурс прошел без срывов. Никаких происшествий негативного плана не было.

Пахали юные пахари на конкурсе ужасно плохо. Практически никто их не готовил, и приехали то те, кто до этого имел возможность посидеть за рулем папиного или братишкиного трактора.

Чемпионом края стал парнишка, который выделялся лишь тем, что уверенно управлял трактором и мог достаточно прямолинейно прокладывать первую борозду в загоне. Его я сам готовил к Всероссийскому конкурсу, где он занял 2-е место. Помогал мне в этом учитель машиноведения школы Белагай.

Подготовка к Всероссийскому конкурсу для Белагая стала школой, которая позволила в течение последующих нескольких лет постоянно занимать его участникам первые места. Было ясно, что надо к конкурсу своих участников готовить непосредственно в школе, как историю или там географию. Но никакого учебника по соревнованию пахарей не было. В этом же году я написал методическое пособие по подготовке в школе юных пахарей. Это пособие переиздавалось трижды. Именно это пособие позволило резко поднять уровень подготовки юных пахарей.

Конкурсы в большинстве районов края стали проводиться в школах. Чемпионы школ участвовали в районных конкурсах. Победители районных конкурсов приезжали к нам на конкурс краевой. К сожалению, не везде было так. Особенно плохо велась подготовка юных пахарей в Карачаево-Черкесии, где, чаще всего, не только школьные, но и районные конкурсы не проводились. Для участия в краевом конкурсе привозили совершенно неподготовленных участников. Они считали для себя достаточным лишь участвовать в краевом конкурсе.

В качестве судей на первый конкурс привлекли главных агрономов хозяйств. К сожалению, эти судьи вообще не представляли, что там им надо делать. Поэтому на свой второй конкурс, который проходил в селе Заветном Кочубеевского района, я решил привезти студентов 3-го курса факультета механизации нашего института в зачет их производственной практики. Естественно, что я их предварительно подготовил, и провели мы этот конкурс достаточно квалифицированно. Никаких проблем с судейством у меня уже не было.

2

Первые два года я был под пристальным наблюдением Лидии Ивановны Бережковой, заместителя заведующего КрайОНО Николая Ивановича Ведутова. Она была руководителем Оргкомитета краевого слета ученических производственных бригад. Большую помощь мне оказывал Василий Алексеевич Александровский. Он был Ведущим распорядителем конкурса. В его обязанности входили заботы о самих участниках конкурса. Спустя несколько лет к решению этой же проблемы подключилась Марина Федоровна Набутова. С ними у меня были самые теплые взаимоотношения. Все возникающие у нас проблемы мы постоянно решали совместными усилиями.

Лидия Ивановна постоянно пыталась вмешиваться в организацию и проведение конкурса юных пахарей. Не все ее указания я выполнял, но старался это делать малозаметно. При проведении краевого конкурса в Заветном я ей не подчинился. Так как у меня проблем с судейством уже не было, то я решил конкурс провести в первой половине дня и к обеду его завершить.

Доложил Лидии Ивановне о своем плане, но одобрения не получил. И все же я решил делать так, как наметил. Перед этим я ее убедил, что соревнования пахарей надо начинать пораньше, когда солнышко начало светить, но еще не «палит». Проследил, чтобы мои мальчишки и девчонки позавтракали уже к семи часам утра.

Сами соревнования прошли хорошо. Мои студенты своевременно выполнили все необходимые замеры, и я быстро подбил итоги и выявил победителей. Обычно после подсчета баллов я сам выезжаю и просматриваю конкурсные участки тройки призеров с целью выявления, не вкралась ли какая-нибудь ошибка в начислении баллов.

Отправляя участников конкурса после пахоты в село, я с опаской поглядывал на надвигающуюся на нас темную тучу. Со своим судейским коллективом то же возвратились в село, и едва успели мы закрыть за собой дверь комнаты, как ливень молниями и громом оповестил, что конкурс завершился вполне удачно. А если бы я согласился с Лидией Ивановной, то конкурс был бы сорван, так как после такого ливня пахать можно было бы только после закрытия слета.

После этого случая Лидия Ивановна стала мне доверять полностью.

3

В 1973 году в нашем крае, в Кировском районе, в колхозе имени ХХ партсъезда был проведен Всероссийский слет ученических бригад и, естественно, и конкурс юных пахарей. На нем я был заместителем главного судьи. Главным судьей был Иван Иванович Середа – заместитель заведующего отделом механизации министерства сельского хозяйства России. Техническим руководителем проведения слета и конкурса пахарей был Михаил Евдокимович Морозов – заведующий отделом кадров министерства сельского хозяйства РСФСР. Во главе оргкомитета проведения слета был заместитель министра СХ РСФСР по механизации Иван Иванович Морозов. От станции юных натуралистов России в организации и проведении слета принял участие ее председатель Вениамин Александрович Пономарев.

Подготовка к Всероссийскому слету ученических производственных бригад и, прежде всего, к проведению конкурса юных пахарей, началась с самой зимы. Всем выше перечисленным составом, исключая Ивана Ивановича Морозова, мы трижды выезжали к месту проведения слета.

При этих выездах я решал все проблемы, связанные с выбором поля, на котором будет проходить конкур пахарей, чтобы своевременно на гнм была завершена уборка. Проблема заключалась еще и в том, чтобы это поле было поближе к ученической бригаде колхоза, в которой наметили расположить всех участников слета в имеющихся там домиках и временно установленных палатках. Договорились с председателем колхоза Павлом Васильевичем Гонтарем, чтобы на поле, расположенном в полукилометре от этой бригады, посеяли скороспелый ячмень и убрали его за неделю до начала соревнования. Эта неделя нужна была для соответствующей подготовки поля – разметки на участки для припашки пахотных агрегатов и конкурсной пахоты, обустройства служб по техническому и санитарному обеспечению конкурса, включая и противопожарные средства, устройства трибуны для персонала руководства слетом в начале соревнований и в момент парада принимающей в этом конкурсе техники.

Для судейства конкурса юных пахарей нашим институтом была делегирована судейская группа из студентов-механиков и студентов-экономистов. Возглавлять эту группу я поручил моему заместителю по краевому конкурсу юных пахарей - ассистенту кафедры сельхозмашин Анатолию Евграфовичу Самойленко.

4

Утро. На трибуне руководство слета. Главный судья сигнальной ракетой возвещает о начале конкурса. Вдали из-за лесополосы появляется колона пахотных агрегатов. Впереди Трактор К-700. В конкурсе он не участвует. Просто Середа включил его для повышения зрительного эффекта. Все – в ожидании, когда подъедут пахотные агрегаты и расположатся на участках для конкурса. Главный судья следующей ракетой подает сигнал о начале конкурса.

Не понравилось мне такая форма проведения парада и всего конкурса. Середа намеревался в таком стиле проводить запланированные все пять заездов (смен). Я подсчитал, что так мы за один отведенный для этого день конкурс не успеем провести. С трудом я убедил Ивана Ивановича поручить мне руководство дальнейшим ходом соревнований. На краевом конкурсе все это мы выполняем и более зрелищно и куда оперативней.

Подавляющее большинство участников конкурса со всех регионов России, и юношей и девушек, приехали практически неподготовленными, так как не везде проводились даже областные или там краевые конкурсы. Приехавшую из Магадана девушку с трудом уговорили сесть за руль трактора. Она его, трактора, боялась...

Наши участники выступили успешно, став чемпионами России.

5

Эти три первых года конкурсы, включая и Всероссийский, проводились с использованием Положения о соревнованиях взрослых пахарей с той лишь разницей, что длину зачетного участка для пахоты уменьшили со 100 до 50 метров. Ко мне, как автору справочника пахаря, Михаил Евдокимович Морозов обратился с просьбой переработать Положение с учетом того, что соревнуются не взрослые, а юные пахари. Положение пришлось не перерабатывать, а написать совершенно новое.

Разработал я новое Положение. В нем, кроме участков для зачетной пахоты, рядом с каждым из них предусмотрел участки для припашки, то есть для пробной пахоты, при которой ведется наладка пахотных агрегатов с учетом состояния почвы на этом поле. Количество судей уменьшил в несколько раз. Сам принцип судейства изменил существенно. Если при соревновании взрослых пахарей практически все оценочные показатели «запахивались», то есть правильность выставленных оценок невозможно было проверить, то в новом положении все показатели поддавались проверке после проведения соревнования. Оценочные показатели определялись не визуально (на глазок), а с помощью разработанного мной специального для этих целей оборудования. По этому положению в дальнейшем проводились и Всероссийский, и региональные конкурсы юных пахарей.

6

Так уж сложилось, что я оказался постоянным членом коллектива крайОНО по совершенствованию деятельности ученических производственных бригад и постоянным главным судьей краевого конкурса юных пахарей. Поэтому стал разрабатывать меры, которые позволяют совершенствовать всю подготовку юных пахарей, начиная с конкурсов школьных.

Задумался я основательно вот над чем. Уровень подготовки большинства участников конкурса был явно низким. Разработанное мной методическое пособие по подготовке и проведению конкурсов почему-то не срабатывало. Почему? Оказалось, что этим пособием пользуются не во всех районах и школах. Поговорил с участниками, поговорил с их тренерами и убедился, что подавляющее число их и положения то практически не знают, особенно по определению показателей качества запашки зачетного участка. Что предпринять? Надо научить тренеров готовить правильно своих участников конкурсов непосредственно в школе, а закрепить эти знания в процессе проведения районных конкурсов.

Так созрела у меня мысль привлечь к судейству краевого конкурса тренеров команд. Предложил я Лидии Ивановне в качестве руководителей районных команд, привозящих на краевой слет всех своих участников, включая и юных пахарей, назначать тренеров команд по пахоте. В этом она меня полностью поддержала Лидия Ивановна. Так что отпала у меня забота о судьях.

Это был решающий шаг в качестве подготовленности участников. Дело то в том, что эти судьи, пройдя нашу краевую стажировку, не только освоили судейство, но и усвоили, как надо готовить участников к конкурсу. Из года в год мастерство участников конкурса постоянно росло. Более того, сам конкурс превратился из соревнований районных чемпионов, в соревнования школьников, которых готовили к краевому конкурсу наши судьи.

Все годы, когда я был главным судьей, моим заместителем был вначале ассистент кафедры сельхозмашин Анатолий Евграфович Самойленко, а затем доцент кафедры тракторов Анатолий Кузьмич Кобозев. В их обязанности я вменил работу с судьями. Так как ежегодно приезжали практически одни и те же судьи, то мои заместители их заспециализировали на судействе определенных показателей. По приезду к месту проведения Краевого слета ученических производственных бригад они своих участников всех конкурсов, в том числе и пахарей, передавали специальным комсомольским руководителям отрядов – пионервожатым. Отряд пахарей квартировался поближе к полю, где проводился сам конкурс.

Значительные сложности представляла подготовка пахотных агрегатов. Так как в нашем крае тракторы «Беларусь» никогда не использовались на пахоте и выполнялись работы по уходу за растения на междурядных обработках, заготовке кормов и транспорте, то приходилось их переналаживать для нашей цели. К этой работе я стал привлекать приехавших на слет тренеров-судей, чтобы они и эту часть подготовки к соревнованию своих пахарей освоили основательно.

В подготовке техники большую помощь мне оказывали представитель краевого управления сельского хозяйства – начальник гостехнадзора края Николай Иванович Изосимов, и посланник крайсельхозтехники Владимир Федорович Кобыляцкий. С ними за годы совместного участия в конкурсах я, пожалуй, съел положенный для дружбы «пуд соли», как это часто говорят.

7

Вначале, когда я стал главным судьей, ко мне стали «подъезжать» представители некоторых команд со спиртным, включая целые канистры емкостью в 20 литров превосходного вина. Однако вскоре они убедились, что главный судья не только не пьющий и ему это вино ни к чему, но вообще он очень принципиальный и неподкупный. Так что такая практика быстро прекратилась. Однако были случаи подкупить главного судью несколько иным способом. Вот один из таких примеров.

В Москве я бывал часто. Однажды домой я летел самолетом. Рядом со мной сидела миловидная женщина средних лет. Разговорились. Оказывается, она возвращается домой из Карловых Вар. Там отдыхала. Побывала во многих городах и музеях многих стран мира.

- За рубежом я не был. А вот что касается нашей страны, то побывал я во многих местах.

- И какие места оставили у вас наибольшее впечатление?

- Безусловно – Ленинград.

- Я тоже там бывала. Красивые места. А какие музеи вы там посетили?

- Многие. Кроме самого Ленинграда я был в Пушкино, Павловске, Петергофе, Ориенбауме, Гатчине.

- И что произвело на вас наиболее впечатление?

- Всего не перечислить. Сразу по приезду в Ленинград я допустил одну методическую ошибку.

- Какую? Интересно…

- Сначала посетил Эрмитаж, а лишь потом зашел в Русский музей.

- А это так существенно для вас?

- Очень. Я люблю живопись. В русском музее сосредоточены почти все картины певца русской природы, как это многие его именовали - Шишкина. У меня дома собраны репродукции всех его картин. А здесь я увидел эти картины в подлиннике.

- И там весит та знаменитая его картина «Медведи на лесозаготовке»?

- Безусловно. Вот только это ее народное название. Шишкин ее назвал «Утро в сосновом бору».

- А почему? Ведь на переднем плане медведи…

- Да в том то и беда, что, как сказала экскурсовод, самих медведей то рисовал не он.

- Правда? А кто же?

- Экскурсовод называла фамилию, но я сейчас не могу вспомнить.

- А какую картину Шишкина вы считаете лучшей?

- Вопрос задан чисто по-женски. Я отвечу чисто по-мужски – мне нравится его картина «Вид на остров Валаам».

- Но такой картины в Русском музее нет.

- Верно. Она находится в Киеве. Я видел ее там.

- По размерам она большая?

- Да нет, наоборот, не больше телевизионного экрана.

- А вы так и не пояснили, в чем заключалась ваша ошибка? Секрет мужской?

- Да нет. После посещения Эрмитажа Русский музей показался мне каким-то провинциальным. Даже картины Шишкина показались мне тускловатыми.

- Но это просто живописные картины. А саму природу вы любите?

- Меньше, чем картины. Сами картины – это своеобразное окно в мир природы. А природа, видимая через это окно, манит так же, как полуприкрытая грудь красивой женщины.

- Это намек на меня? Сейчас лето. Жарко. Вот и одеваемся мы, женщины, вот так. Хотя, зачастую, так одеваемся не только поэтому…

- А еще почему?

- Вспомните двенадцать дорожек в парке Павловска.

- Бывал там. И не раз.

- На одной из дорожек стоит скульптура обнаженной женщины. Как вы ее воспринимаете?

- Это вы имеете в виду Венеру коппенигу? В переводе на русский язык – богиню красивобедрую?

- Именно ее.

- Но она же не полностью обнаженная.

- Фи! Все одеяние своими ручками сдвинула на левый бок и сдвинула то так, что вначале его и не заметишь. Воспринимается то будто полностью обнаженная.

- А вот так я ее то и не воспринимаю. Я мог часами любоваться этой красотой, рассматривая с разных сторон и ни разу не вспомнить, что я же мужчина.

- Неужели?

- Видел я эту скульптуру, выполненную в позолоте, мраморе, но именно та, что стоит на двенадцати дорожках, сверкающая бронзой, вызывает у меня наибольшее восхищение.

- Возможно, возможно. Тогда скажите, чем отличается искусство итальянское от искусства французского?

- Не задумывался над этим. Чем же?

- В итальянском искусстве женщина небесная, а во французском – земная.

- Подмечено тонко.

- Представьте, что вы сейчас заходите во французский зал. Какая там справа весит картина?

- Юпитер и Ио.

- И как вы ее воспринимаете?

- Как? Как настоящий мужчина. И, глядя на эту картину, забыть невозможно какого я поля.

- Но ведь Ио сидит в одеянии. Ничего у нее полуобнаженного нет.

- Но как сидит и какое выражение ее лица! Левая рука безвольно висит на поручне кресла. Никакой попытки к сопротивлению. А лицо! Оно аж кричат: «Что же ты медлишь? Поскорее…».

- Да что там мужчины. И мы, женщины, глядя на эту картину, тоже не забываем, что мы же женщины.

- Я это тоже замечал. Не только зрелые женщины, но и молодые девушки смотрят на эту картину с томными глазами.

- А теперь посмотрите прямо. Что видите?

- Прекрасный пейзаж.

- А если посмотреть повнимательней? Что изображено вон там, в правом нижнем углу?

- Парочка.

- В интимной позе?

- Пожалуй, да.

- Во французском искусстве женщина - не небесная, как в искусстве итальянском, а земная.

В это мгновение я посмотрел на свою спутницу, и вдруг почувствовал, что я - мужчина. Сидит она разрумяненная, глаза томные. И я решил сменить тему разговора:

- Сейчас прилечу домой и сразу же, как говорят, с корабля – на бал.

- Это как же?

- Послезавтра начинается краевой слет ученических производственных бригад.

- Ну и что?

- Я – главный судья краевого конкурса юных пахарей.

- Как здорово!

- Не понял вашей оценки.

- Вот там мы и встретимся.

- Каким образом?

- Я руководитель команды Ипатовского района.

Признаюсь, я сразу же сник. Мне стало не по себе. Разговор на любую тему в салоне самолета – это одно, а вот разговор с ней в чистом поле – дело совсем другое.

На слете она два вечера меня поджидала, и все предлагала с ней наедине полюбоваться, как светят ночные зори. Но я ответил, что очень занят и не смогу уделить ей ни минуты внимания. Я ведь понимал, что она этим своим ходом надеется на то, что ее пахарь окажется чемпионом края. Но вспахал он зачетный участок очень плохо, так что если бы я и захотел, то не смог бы вручить ему чемпионскую ленту.

8

В середине восьмидесятых годов я был назначен главным тренером команды взрослых пахарей России для подготовки к участию во Всесоюзных соревнованиях пахарей. Обязанности главного судьи краевого конкурса юных пахарей я передал Кобозеву.

Знакомство со своей новой для меня командой произошло в городе Суздале Владимирской области. Я приехал непосредственно на сами соревнования. Никакой предварительной подготовки команды не было. Просто произвольно выбрали регионы, которые должны прислать своих чемпионов.

На тренировку участникам команд всех союзных республик было выделено одно поле. Посмотрел, как пашут мои подопечные, и ужаснулся. Это были обычные механизаторы, которые Положение о соревнованиях пахарей и в глаза не видели. Дома им что-то рассказали и показали. И вот с такими знаниями и умениями они должны защищать честь России?

Моя команда – шесть человек. Ни одного запасного участника на непредвиденный случай не предусмотрено.

Вечером я обсудил положение дел с начальником команды Виталием Федоровичем Кандеевым, заместителем начальника главка механизации министерства СХ РСФСР. Сам он не имел ни малейшего представления о соревновании пахарей. Просто его тоже в этот год только назначили на эту несвойственную ему должность.

Начались соревнования. Посмотрел я как пашут участники других команд и немного успокоился. Участники соревнования всех команд были примерно «равными». Выделялись лишь участники трех команд прибалтов – Литвы, Латвии и Эстонии, да и то только на пахоте тракторами «Беларусь».

Наша команда разделила с командой Казахстана 5-6-е места. Наметили мы с Виталием Федоровичем планы на будущее. Рассказал я ему, какое Положение я разработал для соревнования юных пахарей. Он попросил меня подобное Положение разработать и для соревнования пахарей взрослых. Наметили мы и меры по подготовке тренеров региональных команд. Запланировали их готовить при нашем институте на курсах повышения квалификации специалистов сельского хозяйства.

В следующем году меня назначают заместителем главного судьи в проведении соревнования взрослых пахарей зоны Северного Кавказа. Сами соревнования проводились в Моздоке. Приехал я туда с командой пахарей нашего края. По дороге в Моздок я поинтересовался уровнем подготовленности наших участников. Оказалось, что они не знают даже, как правильно выполнить свал за четыре прохода. Всю дорогу мы теоретически изучали, как надо пахать на соревновании.

К вечеру к нам приехала помощь – муж нашей участницы Глазковой подъехал на тракторе с плугом, на которых дома и велась подготовка к этим соревнованиям. Глазкова намеревались на этом же тракторе участвовать в соревновании.

Восход солнца застал нашу команду и меня в поле, где я уже показывал то, о чем рассказывал по дороге в Моздок.

В качестве судей были вызваны главные агрономы хозяйств республики. Встретился я с ними и ужаснулся – они не имели ни малейшего представления о Положении этих соревнований и как надо оценивать показатели качества запашки зачетного участка. Я им кратенько рассказал об их обязанностях, и как надо начислять соответствующие баллы.

Казусов в работе судей было множество. Более того, один из судей подходит ко мне и докладывает:

- Я снял с соревнований Глазкову, так как она даже не знает, как надо начинать пахоту.

9

Как надо начинать пахоту, то есть, как надо выполнять свал я подробно рассказал в журнале «Сельское хозяйство России».

«Учись пахать смолоду
Из рассказов бывалого бригадира
Евсея ДОБРЕЕВА

 

- Ну, как пашется? - интересуюсь у бригадира второй бригады Степана Дубова.

- Что нам? Пашем. Не впервой.

- А Василек, сын Игната Зернова, пашет как?

- Да ну его! Только оттуда. Такого натворил... Ума не приложу, что делать дальше. А ему хоть бы что. Говорит, не волнуйся, дядя Степан, разобью все поле на загонки, в претензии не будешь. А когда взглянули, то ахнули — такого еще бригада не видывала.

- А чего,— спрашиваю,— не видывала?

- Нарыл борозд по полю...

- Быть не может, - перебиваю Степана.— Василька я знаю. В группе народного контроля у меня давно. Я как-то раньше об этом рассказывал. Парнишка неплохой. Еще в школе большие надежды подавал. A в институт не пошел. Говорит, успеется. Надо сперва у жизни ума-разума понабраться. Тогда и институт увижу другими глазами, да и от учебы толку будет больше.

- Он только чемпионить может, а на работу настоящую, как я погляжу, не мастак!— заключает раздраженно Степан.

Это раздражение мне понятно. В школьном конкурсе юных механизаторов-пахарей в прошлом году выступало много девятиклассников, в том числе Василек и Аркаша — сын Степана. Обида, стало быть, от того конкурса затаилась у него. В школьном конкурсе победу одержал Василек. Он же стал чемпионом района и области.

Не доходя до поля, где работал Василек, мы заметили разметочные проходы для разбивки на загоны.

— Ну вот, полюбуйтесь, Евсей Евсеевич, - вырывается у Степана.— Как же заезжать пахотному агрегату без открытой борозды?

Не понял бригадир, зачем понадобилось Васильку пласты от первого и второго разметочных проходов отбросить в разные стороны с образованием между ними борозды. Обычно-то наваливают пласты один на другой.

- Сюда! - машет бригадир трактористу. Подъехал Василек, вышел из кабины - и к нам.

— Ну, что ты натворил? Отчитывайся. Не только передо мною, бригадиром, но и перед Евсеем Евсеевичем, учителем твоим.

— Слова мои вам малоубедительными покажутся. Отчитаюсь делом. Смотрите повнимательнее, - и поехал.

Правыми колесами «Беларусь» покатил по дну злосчастной борозды и, на диво Степану, пласты, сместившись вправо, наполовину прикрыли ее, а задний корпус образовал нормальную открытую борозду.

Развернулся «Беларусь» на другом конце поля, остановился. Василек покрутил что-то (далеко было, не рассмотрели) и повел трактор к нам. Правые колеса вновь шли по дну наполовину присыпанной борозды.

— Принимай работу, бригадир,— рапортует Василек.— Первый свал выполнил по всем правилам науки и практики.

- Борозда, как струна - ровная. Да и поверхность пашни хороша - ни бугорка тебе, ни борозды, - не удержался Степан от похвалы.

- Видите ли, дядя Степан, - поясняет Василек, - когда выполняют свал за два прохода, то получается высокий гребень посередине, а под ним зачастую - невспаханная полоска стерни, что, естественно, снижает урожай. Но это, так сказать, с агрономической точки зрения.

- А с какой еще точки зрения смотреть надо?

- С нашей, механизаторской. Что значат эти гребня для моего трактора? Прыгает по ним машина, и я вместе с ней. Прочность своей головы проверяю. Ой-ой, как ей достается от крыши кабины. Да и трактору плохо. Так и гляди, до преждевременного ремонта допрыгаеться.

Убедительно говорит Василек, со знанием дела:

- При первом проходе плуг я наладил так, чтобы передний корпус едва касался поверхности поля, или шел совсем мелко, а задний - пахал наполовину заданной глубины.

- А при этом плуг не забивается почвой?

- Чаще всего не забивается. Если же начнет забиваться - задний предплужник подниму выше. Если у плуга 4-5 и больше корпусов, то поднимают или снимают все задние предплужники, которые пропахивают почву.

- А укорачиваешь ли правый раскос навески трактора, чтобы поднять передний корпус?

-Только одним этим не достигнешь желаемого результата. Дополнительно удлиняю центральную тягу навески трактора. Окончательно глубину хода заднего корпуса устанавливаю опорным колесом плуга. Но надо учесть, что если задний корпус слишком заглублен, то в месте свала плохо запахивается стерня, а если наоборот - посередине свала образуется гребень. При втором проходе задний корпус чуть заглубляю. Иначе плуг неустойчиво идет по ширине.

- Стало быть, после двух-то проходов и образовалась борозда, которая так напугала бригадира?— шучу я.

- Действительно, после первого прохода пласты были отвалены вправо, а после второго — влево, если смотреть отсюда, где сейчас стоим. Третий проход я сделал на ваших глазах. Вы уже обратили внимание, что ехал я по следу второго прохода, и ранее сдвинутую влево почву при третьем проходе плуг уложил на прежнее место хорошо разрыхленной и с оборотом пласта. Стерня заделана глубоко.

- А какова глубина хода корпусов при третьем проходе?

- Обычно передний и задний корпуса должны идти на нормальной глубине. Но иногда при такой настройке плуга посередине свала все же возникает гребень, хотя и не очень большой. Чтобы он не образовывался, трактор надо вести так, чтобы борозда, которой так испугался дядя Степан, была засыпана наполовину. На тракторах классе 3 и более этого добиться легко.

- А «Беларусем» что, труднее?

- Если вести правые колеса по дну борозды, то гребень возникает чаще всего. Вести же их левее трудно, так как по левому откосу борозды колеса идут неустойчиво, в результате искривляется открытая задним корпусом борозда.

- Ну и что же? Искривления-то небольшие.

- Они-то небольшие, но частые. А в итоге путь по извилистой борозде становится длиннее, чем по прямолинейной. Отсюда - снижение производительности пахотного агрегата и повышенный расход топлива. Да и сам устаешь больше: в этих условиях управлять трактором сложнее.

- Ну и как же ты выходишь из такого положения? Вижу, свал получился у тебя ровный.

- А я чуть-чуть выглубляю передний корпус, совсем немножко. Это допускается агротехническими требованиями. Задний же корпус регулирую так, чтобы он точно шел на заданной глубине.

- А что ты на том конце поля останавливался перед четвертым проходом?

- Немного удлинил правый раскос и поднял опорное колесо плуга, чтобы задний корпус шел на заданной глубине, а передний полностью закрыл борозду, но без образования свального гребня.

- Значит так же и остальные свалы сделаешь?

- В общем-то таким образом, но не совсем.

- А как же?

- Четвертый проход я сейчас сделал только ради вас, дядя Степан. Как же иначе убедить?

- А как надо было?

- Сначала третий проход надо выполнить поочередно в свалах всех загонов поля. Я же сначала первый проход сделал во всех загонах, потом второй. В заключение сделал бы во всех загонах четвертый проход.

- А не лучше ли свал сделать полностью сначала в одном загоне, а потом поочередно во всех остальных?

- Слишком много уйдет времени на переналадку агрегата. Долговато пришлось бы ждать конца моей работы.

- А если каждый тракторист сам себе будет делать свал?

- Да нет. Здесь нужна сноровка, которую я приобрел при подготовке к соревнованиям пахарей. И еще одно: наиболее экономично выполнять свал трехкорпусным плугом. Дело-то в том, что из четырех проходов два - разметочные, нерабочие. Так получается: за четыре прохода я должен бы вспахать полосу шириной 4,2 метра. А вспахал лишь 2,8 метра. Разница больше ширины захвата плуга. Вот оно что. Не случайно я назвался сам разбить поле на загоны. Это же выгодно. Факт...

Укатил Василек на своем тракторе. Задумался Степан, а я ему:

- Надо, стало быть, не пропускать конкурсов пахарей. Там лучшие собираются. Неплохо бы тебе, Степан, чемпиона-пахаря района пригласить к себе в бригаду, на встречу с механизаторами. Пусть потолкуют по душам.

- Хватит мне и одного чемпиона — Василька. Забот и с ним, хоть отбавляй.

- А если серьезно?

- Посоветуюсь с председателем. Возможно, пригласим.

А в вашем хозяйстве или районе есть чемпионы? Ваши механизаторы встречались с ними? Напишите нам.»

Но ведь Глазкова выполняла свал за четыре прохода, как и положено. Этот прием мы утром уже отработали с нашими участниками.

Главный судья, министерский чиновник, сам и о содержании Положении и как надо судить имел лишь смутное представление. Поэтому я его легко убедил, что судейство я организую в соответствии с положением юных пахарей. Именно этот шаг позволил провести эти соревнования без срыва.

При подготовке к конкурсу юных пахарей я с весны начинаю решать все необходимые проблемы, включая и выбор поля. Здесь же судьи приехали утром, а некоторые даже опоздали к началу соревнований.

Но так как я провел соревнования по Положению юных пахарей, то мне не стоило никакого труда самому провести оценку всех показателей качества пахоты. Чемпионами во всех трех категориях (тракторы К-700, ДТ-75 и МТЗ-80) стали наши участники.

10

По телефону мы с Кандеевым обсудили состав наших команд (в том году предусмотрено было выставить от России две команды), и я предложил включить двух участников из нашего края, которых я уже немного подготовил в поездке в Моздок. Включили в Команду России и трех запасных участников, по одному на каждый тип трактора.

Команды мы собрали за месяц до соревнований, которые намечено было проводить в одном из хозяйств Челябинской области, расположенном недалеко от Ильмень-озера.

В процессе предварительной подготовки все участники соревнования отработали каждый элемент пахоты досконально. В связи с наличием запасных участников появился конкурс. Так что у меня в период подготовки к соревнованиям не было никаких проблем.

На этот раз наши две команды заняли 1-е и 2-е места. На 3-м месте оказались литовцы – постоянные чемпионы предыдущих соревнований.

После соревнований все команды повезли на экскурсию в район Ильиень-озера. Полюбовались мы красотами уральской природы. Показали нам копи добычи драгоценных камней, которые еще сохранились с прежних времен. Повели нас в музей этих камешков. В нем была местная знаменитость - камень ильменит, который был обнаружен лишь здесь. У наших женщин, смотря на эти камешки, глаза горели божественным светом... Я же смотрел на все это безразличным видом. Любоваться такими красотами мне не дано – я не очень впечатлительный. Поэтому равнодушно осмотрел все эти экспонаты и не остановил своего пристального взора ни на одном из них.

Целый месяц я работал, как говорят, от зари до зари. Выезжали на тренировки рано утром и возвращались домой, когда уже было темно. К концу соревнований у меня забарахлило сердце и по возвращению домой мне пришлось лечь в больницу. Поэтому от дальнейшей тренировки команды России пришлось отказаться. К этому решению подтолкнуло меня еще и то, что соревнования то эти проходили в период хлебоуборки. Так что практически целый год выпадал из моей научно деятельности по этой проблеме.

11

В период ельцинских реформ никаких соревнований не проводилось.

В 1998 году по указанию губернатора края Александра Черногорова были намечено провести соревнования пахарей взрослых в Благодарненском районе. Для министерства сельского хозяйства края, которому поручено организовать и провести эти соревнования, задача эта была не простой. Официального положения по этим соревнованиям, которым пользовались в советское время, у них не оказалось. Как проводить эти соревнования они обнаружили лишь в моем справочнике пахаря. Выйти на контакт со мной было поручено заместителю заведующего отделом механизации министерства Назарькову.

Обговорили мы с Петром Андреевичем пути решения порученного дела. Копия Положения, которое я разработал для соревнований взрослых пахарей России еще в советское время, оказалась в моем архиве. Так что эти соревнования я предложил провести по нему. Предварительно я его еще и доработал Положение с учетом современных условий.

Я был назначен главным судьей намечавшегося соревнования.

Организовать и провести это соревнование было поручено агротделу министерства, который возглавлял Василий Дмитриевич Огарев. Размножение нового Положения и ознакомление районных управлений сельского хозяйства с его содержанием поручено Подпориной. Я с Ольгой Ивановной в быстром темпе выполнили все «бумажные» работы.

Подготовку и разметку поля было поручено заместителю Огарева Владимиру Владимировичу Немешкалову. Признаюсь, что на первых порах у меня с ним взаимоотношения складывались трудновато. Ряд его действия я не мог оправдать. Он практически лишил меня контакта с судьями, в качестве которых я определил учащихся Благодарненского сельскохозяйственного колледжа. Со своим мнением поделился я с заместителем министра Владимиром Андреевичем Жерновым.

- Я Немешкалову доверяю, - был его вердикт.

Как эти краевые соревнования проходили? В два этапа. На первом этапе участники под моим руководством учились, как надо пахать на соревнованиях. Благодапненских судей на соревновании не оказалось, хотя, по моему замыслу, они должны были пройти практическую стажировку. На втором этапе были проведены сами соревнования. Так что краевое соревнование прошло на очень низком уровне.

На обратном пути с соревнования я с Владимиром Владимировичем ехал вместе. Разговорились. Оказывается, он деловой и ответственный человек. Это дало нам возможность наметить подробные планы на будущее. Договорились еще об одном важном мероприятии – написании пособия по подготовке и проведению соревнования пахарей. Наш институт с Минсельхозпродом заключили договор на написание этого пособия, в котором были бы изложены еще и особенности проведения соревнования юных пахарей. Мы со своей стороны договор выполнили, заказанную работу своевременно представили заказчику. А вот министерство оплатить наш труд в соответствии с договором возможности не нашло.

12

В 1999 году, в соответствии с решением губернатора Черногорова, возобновился краевой слет ученических производственных бригад, включая и соревнования юных пахарей.

Для проведения соревнования юных пахарей я разработал новое Положение, максимально приближенное к Положению для соревнования взрослых пахарей.

Руководство этим слетом возложено за заместителя министра образования Николая Ивановича Гудыменко и заведующего отделом Алексея Васильевича Кильпу.

Детальную проработку плана подготовки и проведения этого слета, включая и соревнования юных пахарей, я с Анатолием Кузьмичом Кобозевым прорабатывали в кабинете Кильпы, включая и самого хозяина этого кабинета. Разговор был трудным.

- А что там сложного? Вот мы втроем и проведем это соревнование и определим победителей, - заявил Алексей Васильевич.

Сразу же я почувствовал, что он не имеет ни малейшего представления, что такое это соревнование, в чем заключается его суть и сложность. Предложили мы ему рукопись методического пособия с советами, как подготовиться и провести не только краевое соревнование, и попросили размножить и разослать на места в качестве пособия, которым будут руководствоваться при подготовке и проведении соревнований и школьных и районных.

- Такой возможности у нас нет. Все необходимое изложите на нескольких станицах, примерно вот так. Этого вполне будет достаточно.

Посмотрел я на содержание предложенных двух страничек. Это были указания, как провести краевое соревнование пахарей учащихся СПТУ и других профессиональных среднеобразовательных школ. Если судить по этим страничкам, то можно прийти в ужас от осознания того, сколь мало придается значения этому важному делу.

Стал я пояснять Алексею Васильевичу существо нашей задачи.

- Не хотите написать так, как я говорю? Обойдусь без вашей помощи.

Мог бы я повернуться и уйти? Я же пенсионер – никто меня не может заставить выполнять не только эту, но и любую другую работу. Но я понимал, что в данный период мое участие не только желательное, но и необходимое.

Написал я шесть страничек машинописного текста, на которых изложил общие положения и сущность выявления оценочных показателей.

Соревнования проходили на родине ученических производственных бригад в станице Григорополисской. Выезжали мы с Кильпой на место проведения соревнования несколько раз. Надо отдать ему должное, что он достаточно быстро осознал, сколь непростой является задача и подготовки, и проведения самого соревнования. Предусмотрели и сделали мы все от нас зависящее, чтобы соревнования были проведены на должном уровне. В качестве судей я предложил использовать учащихся местного сельскохозяйственного колледжа. Алексей Васильевич без колебаний с этим согласился. Посетил я колледж. Переговорил с его руководством, предложил выделить пять преподавателей и двадцать студентов, передал им разработанное методическое пособие и посоветовал, какие меры надо предпринять, чтобы хорошо подготовиться к новому для них делу.

В качестве моего заместителя был доцент кафедры ЭМТП Владимир Иванович Марченко. В этом деле он был новичком, но очень быстро освоился на новом месте. Этому способствовало и то, что я написал Пособие по подготовке и проведению соревнований юных пахарей, в котором до мельчайших подробностей изложил все-все, что требовалось знать всем – от школьника – участника школьных соревнований, до ведущего распорядителя и главного судьи.

13

За три дня до начала соревнований я с Кильпой приехали к месту соревнования. Очень большое беспокойство у меня вызвало то, что с подготовкой поля все шло не совсем так, как это было оговорено ранее. Поле своевременно не было убрано от предшествующей пшеницы. Разметку загонок планировали произвести с помощью обычной двухметровой саженки. Пришлось мне с колхозными рабочими начать размечать поле, используя проволоку с соответствующими метками. Именно там мы и забивали разметочные колья. Моросящий дождь не позволил нам в этот день завершить разметку поля. Закончили мы эту работу следующим утром.

За день до соревнований приехал мой заместитель Марченко и представители минисельхозпрода. Заведующий отделом кадров министерства Алексей Васильевич Горбачев приехал, как это было всегда, во главе своей делегации, в состав которой входило и несколько судей. Для обслуживания конкурса юных пахарей был выделен Алексей Васильевич Яловой, который посчитал, что это именно он является главным судьей этого конкурса.

Яловому я показал список моего судейского коллектива, в котором он числится просто судьей. Он же стал настаивать, что я показал ему не ту «бумажку», есть другая, в которой именно он числится главным судьей. Пришлось показать ему соответствующее распоряжение губернатора Черногорова. Но на этом он не успокоился...

Перед соревнованиями прошел ливневый дождь. Рано утром с день соревнования я выехал выявить, можно ли после такого ливня на выделенном поле проводить соревнование. Взял с собой представителей министерства и колхоза по технике безопасности. Без моего приглашения поехал и Яровой. Один пахотный агрегат мы вывели на поле. Но и без пробной пахоты было ясно, что соревнования придется отменять. Яровой же несколько раз подходил ко мне и требовал, чтобы я ему показал на поле, где будет установлена трибуна. Мы решали проблему можно или нельзя проводить соревнование на поле со столь переувлажненной почвой, а ему подавай место установки трибуны...

Возвращаюсь с поля и докладываю Гудыменко, что пахать невозможно. Решили провести теоретический экзамен по вопросам содержания проведения конкурса, включая и знания самого Положения.

В качестве экзаменаторов были я, Марченко и пять преподавателей местного колледжа, которые должны были участвовать в оценке качества запашки зачетных участков на конкурсе.

Так как из всего экзаменационного коллектива лишь я знал, что такое этот конкурс, то вначале я экзаменовал сам. Остальные участники экзамена были моими ассистентами. Экзамены проводились в школьном классе местной школы. Присутствовать в классе в период экзаменов не возбранялось никому. Здесь же сидели и Горбачев с Яловым. Яловой дважды подходил ко мне с указаниями, чтобы я экзаменовал «побыстрее». Сложилось у меня впечатление, что это указание было их совместным решением. Не мог я выполнить это «указание». За свою многолетнюю практику приема экзаменов я отработал определенную систему - экзаменующийся должен убедиться сам, что оценку я выставил справедливую, в полном соответствии с уровнем его познания. Так поступал и сейчас, особенно учитывая, что для школьников этот слет – праздник и омрачать его постановкой незаслуженной оценки я просто не имею права.

После того, как Марченко несколько постажировался, слушая, как я принимал экзамены, я подключил и его параллельно со мной продолжить экзаменовать школьников.

На закрытии слета я стоял рядом с Горбачевым. Недалеко расположился и Яловой. По настрою Горбачева я почувствовал, что он мной остался очень недовольным. Были это цветочки, а ягодки стали созревать на следующем краевом слете...

14

Готовясь к соревнованиям в следующем году, я планировал издание разработанного Пособия необходимым тиражом, вновь привлечь к судейству руководителей команд, как и при соревнованиях еще в советский период, и дополнительно ввести для участников тестовый экзамен по вопросам Положения. Однако…

Ни в тот год, ни в годы последующие Пособие так и не было издано. Методический материал для тестовых экзаменов я разработал, что позволяло в течение десяти минут проверить насколько готовы участники к соревнованиям. А вот что касается судей из числа руководителей команд, то произошла осечка...

В следующем году соревнования намечено проводить в изобильненском районе. Я с Кильпой в составе Оргомитета побывал на месте проведения соревнования дважды. В министерстве образования, как и прежде - в советский период, никаких сомнений не было в том, кто будет главным судьей. Вся необходимая предварительная работа по подготовке к соревнованию была проведена в полной мере.

Вдруг оказывается, что главным судьей назначили Ялового. Естественно, что этому способствовал, как мне показалось, Горбачев. С таким решением не согласился Огарев, так как именно его отдел отвечал за проведение соревнования юных пахарей. Он то понимал, что Яловой дилетант в этой работе, и будет лучше для дела, если привлечь профессионала. Заместитель министра Белый так и поступил.

Как же Яловой собирался быть главным судьей? Он ведь не имел ни малейшего представления об этом. Как потом он сказал, что собирался у меня «проконсультироваться»...

Я бы в таком случае на месте Ялового сам попросился бы годик-два постажироваться у профессионала. Такой путь прошел Кобозев. Не один год он был моим заместителем, а когда появилась необходимость, в связи с назначением меня главным тренером команды взрослых пахарей России, он в качестве главного судьи успешно меня заменил.

Так уж сложилось, что Яловой с кресла заместителя Огарева перепрыгнул сразу в кресло заместителя министра сельского хозяйства края. Заслужил? Говоря мягко, в напористости ему не откажешь. Что же касается деловых качеств, то я сейчас не берусь судить, почему именно его столь возвысили. У меня сложилось другое мнение...

Вспомнил, что в ельцинский период на первых порах у руля страны оказались напористые болтуны. Результат их деятельности мы ох как прочувствовали на себе. Очень хотелось бы, чтобы Яловой это осознал...

15

Незадолго до слета министерством образования проведено совещание с руководством районов по проблемам организации краевого слета. Дали слово и нам, главным судьям всех запланированных конкурсов.

Я обрисовал картину действительного состояния подготовки соревнования юных пахарей в районах, и назвал ее неудовлетворительной. Редко в каких районах проведены были даже районные соревнования. Отметил, что не за горами проведение и Всероссийского слета, к которому надо подготовиться основательно. В советское время наши посланцы-пахари всегда выступали достойно.

Обрисовав таким вот образом создавшееся положение, я высказал два предложения-пожелания.

- Первое – в срочном порядке издать мое Пособие по подготовке и проведению соревнований юных пахарей. Министерство пока что этого не планирует.

В этот момент я увидел на лице Гудыменко, который вел это совещание, явное неудовольствие.

- Второе – привлечь к судейству тренеров своих пахарей, назначив именно их руководителями районных команд. Так мы всегда поступали и в советское время. Именно эта мера оказала решающее значение в совершенствовании мастерства наших юных пахарей.

Гудыменко на этом прервал меня. Поэтому я в заключение лишь добавил:

- Видимо, это последний слет, на котором я выступаю в роли главного судьи. Но о моих предложениях стоит вам призадуматься.

На следующее утро меня приглашает Огарев, сообщает, что ему звонил Гудыменко и выказал свое недовольство мной. Василий Дмитриевич попросил рассказать о том, что там произошло. Я подробно рассказал не просто о своем выступлении, а о тех мерах, которые все мы должны предпринять для того, чтобы соревнования пахарей вывести хотя бы на уровень, который был достигнут в советское время. Огарев внимательно меня выслушал и понял, что мои действия были направлены на улучшение подготовки юных пахарей. В заключение беседы он сказал:

- Продолжай выполнять обязанности главного судьи.

- В условиях, когда мне высказан «вотум недоверия», я вряд ли смогу дальше участвовать в проведении запланированного соревнования.

- А как же быть?

- Я подготовлю себе смену, а заодно введу в курс дела и ваших подчиненных, которые будут подключены к организации и проведению соревнования. Время еще есть.

- Согласен, - заключил он.

Провел я настоящие занятия. Но Яловой на них так и не присутствовал, и это в то время, когда именно он становился главным судьей. Но меня это интересовало мало. Я очень основательно готовил Марченко. Даже в воскресенье, перед самым выездом на соревнование, он побывал у меня дома, и мы окончательно проработали существо всех аспектов его деятельности. Я не сомневался в благополучном исходе порученного дела.

После я спросил у Марченко, как вел себя главный судья Яловой.

- Изрядно мешал. Но я та это не обращал внимание...

16

С 2002 года на краевом соревновании юных пахарей вновь вернулись к практике использования студентов Ставропольского агроуниверситета в качестве судей. Так я уже поступал и пришел к выводу, что прибегать к такому методу судейства не стоит. Вел я разговор на эту тему и с главным судьей соревнований доцентом Швыдким Воладимиром Васильевичем и его заместитетем Виктором Ивановичем Марченко. Свой взгляд на проблему подготовки и проведения конкурса я высказал им, а также в печати. Привожу опубликованную статью в газетах Ставропольские губернские ведомости» и «Аграрное Ставрополье».

«Готовься к соревнованиям, юный пахарь

Впервые конкурс юных пахарей в крае был проведен в 1971 году. Я был назначен главным судьей этого соревнования. Пахали юные пахари ужасно плохо. Никто их к конкурсу не готовил, да никто и не знал, как это делать. В этом же году я написал методическое пособие по подготовке юных пахарей, которое переиздавалось трижды. Именно это пособие позволило резко поднять уровень подготовки юных пахарей в школах.

В качестве судей на первый конкурс привлекли главных агрономов хозяйств. К сожалению, эти судьи вообще не представляли, что там им надо делать. Поэтому на конкурс в следующем году, я привез студентов Ставропольского сельхозинститута, предварительно их подготовив. Никаких проблем с судейством уже не было.

В 1973 году в нашем крае был проведен Всероссийский слет ученических бригад и, естественно, и конкурс юных пахарей, на котором я был заместителем главного судьи. Наши участники выступили успешно, став чемпионами России.

Первые три года конкурсы проводились с использованием Положения о соревнованиях взрослых пахарей с той лишь разницей, что длину зачетного участка для пахоты уменьшили со 100 до 50 метров. Ко мне, как автору справочника пахаря, руководство МСХ РСФСР обратилось с просьбой переработать Положение с учетом того, что соревнуются не взрослые, а юные пахари. Положение пришлось не перерабатывать, а написать совершенно новое. Сам принцип судейства изменился существенно. Если при соревновании взрослых пахарей практически все оценочные показатели «запахивались», то есть правильность выставленных оценок невозможно было проверить, то в новом Положении все показатели поддавались проверке после проведения соревнования. Если по старому положению оценочные показатели определялись визуально (считай – «на глазок»), то по новому положению оценочные показатели определялись инструментально, для чего я разработал соответствующее оборудование. По этому Положению в дальнейшем и проводился Всероссийский конкурс юных пахарей.

На краевых соревнованиях в качестве полевых судей мы использовали студентов техникумов или учащихся средних школ. В качестве судей по определению оценочных показателей использовали руководителей районных команд - тренеров юных пахарей. Это был решающий шаг в качестве подготовки судей, которые, пройдя нашу краевую стажировку, не только освоили судейство, но и усвоили, как надо готовить участников к конкурсу. Из года в год мастерство и судей и участников конкурса постоянно росло, и на Всероссийских конкурсах наши пахари выступали всегда достойно.

Сейчас возобновился краевой конкурс юных пахарей. Для его проведения я разработал новое Положение, и написал Пособие по подготовке и проведению соревнований юных пахарей, в котором до мельчайших подробностей изложил все-все, что требовалось знать всем – от школьника – участника школьных соревнований, до главного судьи краевого соревнования. К сожалению, это пособие так и не было издано. Дополнительно для участников соревнования разработал тестовый экзамен по вопросам Положения. Что касается судей из числа руководителей команд, то чиновники министерства образования, которым было поручено проведение Краевого слета ученических производственных бригад, с таким предложением не согласились. Основной довод – судьи-учителя будут необъективно судить. Во-первых, не стоит так плохо думать о наших учителях. Во-вторых, да они и не смогут «подсуживать», так как определение основных показателей ведется инструментально, после пахоты и любой сомнительный показатель можно легко проверить. В Положении предусмотрено присваивать судьям определенную категорию, как это предусмотрено при проведении других соревнований и конкурсов.

На нынешних соревнованиях юных пахарей вновь вернулись к использованию в качестве судей студентов Ставропольского агроуниверситета. То есть делается главная ставка на организацию проведения непосредственно краевого соревнования. Но ошибка такого шага заключается в том, что главным посчитали хорошо провести краевое соревнование. Я же убежден, что главный упор надо сделать, прежде всего, на принятие мер по подготовке участников к проведению школьных, районных и лишь затем краевого соревнования. Надо понять, что краевое соревнование – это лишь финал, венец большой и плодотворной работы.

Наше краевое соревнование становится базой для проведения соревнования юных пахарей Южного федерального округа. Не исключаю, что возродится и Всероссийский конкурс. Мы обязаны восстановить былую славу наших юных пахарей.

Сейчас я убежден, что только совместное выполнение всех трех условий - издание и использование разработанного Пособия, судейство соревнований преподавательским коллективом школ и тестовый экзамен являются залогом будущих успехов наших юных пахарей.»

Начало Оглавление Назад

 

РЕКЛАМА