Травы в этот год выдались на диво. Только коси. Приналегли наши ребятушки.
Я, стало быть, со своей «бригадой» контролеров-школьников поспешил в поле.
Осмотрелся, поднял с земли пучок люцерны. Сколько таких пучков было разбросано
по полю! Тряхнул один из них, - а из него – пыль, как в пыльную бурю. Сено
то, значица, пополам с землей! Не утерпел и навстречу агрегату заспешил.
- Стой! - кричу. Агрегат остановился.
- Ты что же это делаешь, мил человек? – обращаюсь к трактористу.
- А что?
- Вот посмотри, - и тычу ему в руки пук поднятого с земли сена.
- А что смотреть-то, сено как сено.
- Так оно же пополам с землей!
- А что я поделаю? Ехать тихо - не успею своевременно валки положить, сено пересохнет. Лучше будет?
- Погоди-погоди. Скорость здесь ни при чем. Грабли надо, значица, отладить!
- Они же нет регулировок...
- Скажи, что не знаешь, стало быть, как их регулировать.
- Может, и так,— соглашается.
- Поможем, ребята? — обращаюсь к своим помощникам.
- С чего начнем? - спрашивает Витя, и сам же предлагает переставить пальцевые колеса, которые сено сгребают.
- А чего их трогать? Только время потратим. А мне заработать надо! - возражает тракторист.
— Ты лучше подсчитай, сколько сена загубил. А почему? Пальцы землю «чешут»! Куда они торчат? Куда изогнуты? Ведь назад, а потому, стало быть, прижимают сено к земле, а не сгребают его.
— Ну, что даст, если мы поменяем колеса местами? Все равно изогнутыми останутся.
- А ты гляди. Переставляем, значица, колеса по определенной схеме. С правой секции колеса ставим на левую, а с левой, стало быть, на правую. Причем, задние колеса поставим наперед, а передние назад.
Работа закипела. Спешили быстрей запустить грабли в работу. А я продолжал свои пояснения.
— А почему валок, как бутерброд? Пальцы пальцевых колес не должны касаться земли, бери траву, а землю - не тронь. Что для этого надо? Вот видишь, - обращаюсь к трактористу, - что на трубчатых штангах, где крепятся пружины подвески колес, есть хомутик. Поднимем все колеса, чтобы они не касались земли, и хомутик доведем до упора, чтобы пальцевые колеса ниже не могли опуститься.
- Ну, а дальше что?
- Отрегулируем, стало быть, натяжение пружин подвески пальцевых колес так, чтобы они только стерню прочесывали. Дай свой динамометр, - обращаюсь к трактористу.
- Какой? У меня нет никакого динамометра.
- Беда с тобой, ведь он в комплекте с граблями должен быть. Ну, ладно, воспользуемся моим.
— А что с ним делать?
— А вот что. Нижним крючком подденем пальцевое колесо и потяни вверх до отрыва его пальцев от земли. Смотри на шкалу, не опуская колеса. Сколько?
- Семь килограммов.
- Не годится. Колесо это какое? Переднее. Значица, должно весить три килограмма. Вот поэтому и «чесало» не только стерню, но и землю. Подтягивай пружину.
- А как? Тут и винта никакого нет.
- А ты хомутик, к которому крепится пружина, сдвинь по трубе.
- Теперь сколько тянет?
- Пять.
- Сдвигай еще.
- Три.
- Пойдеть.
- А остальные так же?
- Да нет. Для второго колеса вес должен быть четыре, для третьего пять, четвертого шесть, пятого семь и заднего - восемь килограммов.
- А левая секция?
- Также. А вот для этих двух колес, что посредине на раме сцепки закреплены, динамометр должен показать, стало быть, четыре килограмма.
- Ну, а теперь все, можно ехать?
- Не спеши. По нынешнему урожаю секции, стало быть, надо установить под углом 45 градусов. А у тебя больше 50. Такой угол, значица, должен быть при урожае до 30 центнеров с гектара. И последнее. Сейчас, когда солнце вот так палит, валок должен быть толще. Тогда и пересыхать сено станет меньше. А то ведь листочки травы почти все – на земле. Значица, так ни протеина, ни каротина в сене не останется. Одну клетчатку соберешь. А какой с нее толк?
- А как ее, нужную толщину валка установить?
- Она зависит от ширины валка. Для этого сдвигают задние части секций за счет растяжек и выдвижных труб.
Отрегулировали мы колесно-пальцевые грабли, все отладили. Агрегат начал работу. Валок получался отличный. Стало быть, не прежний - бутерброд сена с землей. За качество сена теперь я спокоен.
|