- Ну, как пашется?— интересуюсь у бригадира второй бригады Степана Дубова.
- Что нам? Пашем. Не впервой.
- А Василек пашет как?
- Да ну его! Только оттуда. Такого натворил... Ума не приложу, что делать
дальше. А ему хоть бы что. Говорит, не волнуйся, дядя Степан, разобью все поле на загонки,
в претензии не будешь. А когда взглянул, то ахнул - такого еще бригада не видывала.
- А чего,— спрашиваю,— не видывала?
- Нарыл борозд по полю …
- Быть не может, - перебиваю Степана. - Василька я знаю. В группе контроля
у меня давно. Я как-то раньше об этом рассказывал. Парнишка неплохой.
Еще в школе большие надежды подавал. А в институт не пошел. Говорит, успеется. Надо
сперва у жизни ума-разума понабраться. Тогда и институт увижу другими глазами, да и от учебы толку будет больше.
- Он только чемпионить может, а на работу настоящую, как я погляжу, не мастак!— заключает раздраженно Степан.
Это раздражение мне понятно. В конкурсе юных механизаторов-пахарей
в прошлом году выступало много девятиклассников, в том числе Василек и Аркаша — сын
Степана. Обида, стало быть, от того конкурса затаилась у Степана. В конкурсе победу
одержал Василек. Он же стал чемпионом района.
Не доходя до поля, где работал Василек, мы заметили разметочные проходы для разбивки на загоны.
- Ну вот, полюбуйтесь, Игнат Игнатович, - вырывается у Степана.
- Как же заезжать пахотному агрегату без открытых борозд?
Не понял бригадир, зачем понадобилось Васильку пласты от
первого и второго разметочных проходов отбросить в разные стороны с
образованием между ними борозды. Обычно-то наваливают пласты один на другой.
- Сюда!— машет бригадир трактористу. Подъехал Василек, вышел из кабины - и к нам.
- Ну, что ты натворил? Отчитывайся. Не только передо
мною, бригадиром, но и перед Игнатом Игнатовичем, учителем твоим.
- Слова мои вам малоубедительными покажутся. Отчитаюсь делом. Смотрите внимательнее, - и поехал.
Правыми колесами «Беларусь» покатил по дну злосчастной
борозды и, на диво Степану, пласты, сместившись вправо, наполовину прикрыли ее, а задний корпус образовал нормальную открытую борозду.
Развернулся «Беларусь» на другом конце поля, остановился. Василек покрутил что-то (далеко
было, не рассмотрели) и повел трактор к нам. Правые колеса вновь шли по дну наполовину присыпанной борозды.
- Принимай работу, бригадир, - рапортует Василек. - Первый свал выполнил по всем правилам науки и практики.
- Борозда, как струна - ровная. Да и поверхность пашни хороша - ни бугорка тебе, ни борозды, - не удержался Степан от похвалы.
- Видите ли, дядя Степан, - поясняет Василек, - когда свал выполняют за два прохода, то посередине получается высокий гребень, а под ним - невспаханная полоска стерни, что, естественно, снижает урожай. Но это, так сказать, с агрономической точки зрения.
- А с какой еще точки зрения смотреть надо?
- С нашей, механизаторской. Что значат эти гребни для моего трактора? Прыгает по ним он, как лошадь скаковая. И я - вместе с ним. Прочность своей головы проверяю. Ой-ой, как ей достается от крыши кабины. Да и трактору плохо. Так и гляди, до преждевременного ремонта допрыгается. Убедительно говорит Василек, знает свое дело.
- При первом проходе плуг я наладил так, - докладывает Василек, - чтобы передний корпус едва касался поверхности поля, или шел совсем мелко, а задний - пахал наполовину заданной глубины.
- А при этом плуг не забивался почвой?
- Чаще всего не забивался. Если же начнет забиваться - задний предплужник поднимаю выше.
- Если у плуга не три корпуса, а как у тебя, а четыре-пять? – интересуется Степан. – В таком случае поднимают или снимают все задние предплужники, которые пропахивают почву.
- А укорачиваешь ли правый раскос навески трактора, чтобы поднять передний корпус?
- Только одним этим не достигнешь желаемого результата. Дополнительно удлиняю центральную тягу механизма навески трактора. Окончательно глубину хода заднего корпуса устанавливаю опорным колесом плуга. Но надо учесть, что если задний корпус слишком заглублен, то в месте свала плохо запахивается стерня, а если наоборот - посередине свала образуется гребень. При втором проходе задний корпус чуть заглубляю. Иначе плуг неустойчиво идет по ширине.
- Стало быть, после двух-то проходов и образовалась борозда, которая так напугала бригадира?— шучу я.
- Действительно, после первого прохода пласты были отвалены вправо, а после второго - влево, если смотреть отсюда, где сейчас стоим. Третий проход я сделал на ваших глазах. Вы уже обратили внимание, что ехал я по следу второго прохода, и ранее сдвинутую влево почву при третьем проходе плуг уложил на прежнее место хорошо разрыхленной и с оборотом пласта. Стерня заделана глубоко.
- А какова глубина хода корпусов при третьем проходе?
- Обычно передний и задний корпуса должны идти на нормальной глубине. Но иногда при такой настройке плуга посередине свала все же возникает гребень, хотя и не очень большой. Чтобы он не образовывался, трактор надо вести тек, чтобы борозда, которой так испугался дядя Степан, была засыпана наполовину. На тракторах тягового класса 3 и более этого добиться легко.
- А «Беларусем» что, труднее?
- Если вести правые колеса по дну борозды, то гребень возникает чаще всего. Вести же их левее трудно, так как по левому откосу борозды колеса идут неустойчиво, в результате искривляется открытая задним корпусом борозда.
- Ну и что же? Искривления-то небольшие.
- Они-то небольшие, но частые. А в итоге – длина пути по извилистой борозде становится длиннее, чем по прямолинейной. Отсюда - снижение производительности пахотного агрегата и повышенный расход топлива. Да и сам устаешь больше: в этих условиях управлять трактором сложнее.
- Ну и как же ты выходишь из такого положения? Вижу, свал получился у тебя ровный.
- А я чуть-чуть выглубляю передний корпус, совсем немножко. Это допускается агротехническими требованиями. Задний же корпус регулирую так, чтобы он точно шел на заданной глубине.
- А что ты на том конце поля останавливался перед четвертым проходом?
- Немного удлинил правый раскос и поднял опорное колесо плуга, чтобы задний корпус шел на заданной глубине, а передний полностью закрыл борозду, но без образования свального гребня.
- Значит, так же и остальные свалы сделаешь?
- Так же, но не совсем.
- А каким же?
- Четвертый проход я сейчас сделал только ради вас, дядя Степан. Как же иначе убедить?
- А как надо было?
- Сначала третий проход надо выполнить поочередно в свалах всех загонов поля. Я же сначала первый проход сделал во всех загонах, потом второй. В заключение сделал бы во всех загонах четвертый проход.
- А не лучше ли свал сделать полностью сначала в одном загоне, а потом поочередно во всех остальных?
- Слишком много уйдет времени на переналадку агрегата. Долговато пришлось бы ждать конца моей работы.
- А если каждый тракторист сам себе будет делать свал?
- Да нет. Здесь нужна сноровка, которую я приобрел при подготовке к соревнованиям пахарей. И еще одно: наиболее экономично выполнять свал трехкорпусным плугом. Дело-то в том, что из четырех проходов два - разметочные, нерабочие. Так получается: за четыре прохода я должен бы вспахать полосу шириной 4,2 метра. А вспахал лишь 2,8 метра. Разница больше ширины захвата плуга. Вот оно что. Не случайно я назвался сам разбить поле на загоны. Это же выгодно. Факт... Укатил Василек на своем тракторе. Задумался Степан, а я ему:
- Надо, стало быть, не пропускать конкурсов пахарей. Сейчас они, после «вынужденного» перерыва, вновь возобновлены. Там собираются лучшие пахари. Неплохо бы тебе, Степан, чемпиона-пахаря области пригласить к себе в бригаду, на встречу с твоими механизаторами. Пусть по душам потолкуют.
- Хватит мне и одного чемпиона района - Василька. Забот и с ним одним, хоть отбавляй.
- А если серьезно?
- Посоветуюсь с председателем. Возможно, пригласим.
А в вашем хозяйстве или районе есть чемпионы? Ваши механизаторы встречались с ними? Напишите нам.
|