Начало Статьи Об Авторе Написать

Работа агрегатов в загоне

Пахотные агрегаты

Пахотные агрегаты применительно к заданным условиям работы окончательно регулируют во время припашки (наладки плуга) на первых проходах в загоне.

Припашку производят в загоне, имеющем открытую борозду заданной глубины. Если ее нет, то припашку начинают на втором и заканчивают на третьем-четвертом проходах пахотного агрегата.

Во время припашки устраняют поперечный и продольный перекосы рамы плуга, добиваются устойчивого, хода всех корпусов по глубине и соответствия глубины пахоты заданной, устанавливают ширину захвата переднего корпуса равной конструктивной, проверяют правильность установки предплужников, углоснимов, дискового ножа и долота корпуса.

В процессе припашки ряд операций является общим для всех пахотных агрегатов независимо от типа и конструкции плугов, а некоторые относятся только к отдельным моделям. Поэтому вначале рассмотрены общие положения припашки, а затем особенности для отдельных марок плугов.

Устранение перекоса рамы плуга. Перекос рамы у навесных плугов с одним опорным колесом устраняют с помощью изменения размеров раскосов и центральной' тяги механизма навески трактора, а у остальных плугов за счет опорных колес и раскосов механизма навески тракторов.

Поперечный перекос рамы навесных плугов устраняют изменением  длины раскосов навесного устройства трактора. При этом, удлиняя один раскос, укорачивают другой на ту же величину, чтобы их средняя длина была равна оптимальной для данной марки трактора. Исключением являются колесные тракторы тягового класса 1,4, у которых поперечный перекос устраняют только за счет правого раскоса, оставляя левый неизменной длины, равной 515 мм. Устранение поперечного, перекоса рамы контролируют визуально по положению рамы плуга относительно линии, проходящей через ось задних колес или ведущих звездочек гусениц трактора. Рама плуга должна быть параллельной этой линии.. Исключение составляют навесные плуги в агрегате с колесными тракторами тягового класса 1,4, у которых положение рамы сравнивают с поверхностью поля, так как трактор в работе перекошен вследствие качения его правых колес по дну борозды. Поперечный перекос рамы полунавесных плугов устраняют с помощью раскосов механизма навески трактора и дополнительно - с помощью опорного колеса, расположенного в передней части плуга и идущего по поверхности непаханной части поля.

Продольный перекос рамы навесных плугов с одним опорным колесом устраняют изменением длины центральной, тяги механизма навески трактора, а остальных плугов - одновременно с установкой хода переднего и заднего- корпусов на заданную глубину.

Регулировка глубины пахоты. Если глубина пахоты не соответствует заданной или корпусы идут на разной глубине, то меняют положение опорных колес (колеса) плуга, длину раскосов и центральной тяги (только навесных плугов с одним опорным колесом) механизма навески трактора. При этом нельзя допускать поперечного или продольного перекосов рамы плуга.
Уменьшение глубины вспашки, особенно задним корпусом, возможно из-за затупления рабочих кромок лемехов. Самозатачивающиеся лемехи надо заточить или сменить, а однородные сдать в ремонт.

Регулировка положения   долота   корпуса. Если плуг неустойчиво идет по .глубине и плохо заглубляется, то проверяют состояние долот. Если нижняя затылочная, фаска носка долот небольшая, то их выдвигают вперед на 40 мм относительно носка лемеха. Если же фаска большая, то долота поворачивают вокруг продольной оси на 180° и устанавливают на место, выдвинув носок на нужную глубину.

Регулировка положения предплужников. К изменению положения предплужников на раме плуга во время припашки прибегают при плохой заделке в почву пожнивных и растительных остатков и забивании плуга почвой.

Плуг забивается почвой в результате недостаточного выноса предплужников вперед из-за заклинивания пласта между тыльной стороной предплужника и рабочей поверхностью корпуса при пахоте на большую глубину (25-30 см). Если пашут на глубину до 25 см, то плуг обычно не забивается почвой.

Часто плуг забивается почвой при малой глубине хода предплужников вследствие скопления верхнего почвенного пласта с пожнивными остатками перед предплужниками, так как в этом случае лезвия их лемехов не в состоянии подрезать корневую систему предшествующей культуры. Поэтому предплужники ' опускают вниз, устанавливая на большую глубину хода. Однако с опусканием предплужников ухудшается качество заделки в почву пожнивных и растительных остатков.

Плохая заделка пожнивных остатков происходит при излишнем выносе предплужников вперед и установке чрезмерной глубины их хода.

При пахоте на небольшую глубину (20- 22 см), особенно при наличии высокой стерни зерновых колосовых культур, плохая заделка пожнивных остатков происходит вследствие хода предплужников глубже требуемого, так как толщина пласта, поднимаемого основными корпусами, недостаточна для прикрытия стерни сверху. Особенно часто стерня плохо заделывается при пахоте полупара. Поэтому глубину хода предплужников уменьшают для того, „чтобы хорошо заделать стерню, но не вызвать при этом забивания плуга почвой.

Иногда пожнивные остатки плохо заделываются  в почву при излишнем выносе предплужников вперед. Поднятые ими пласты задевают за идущие впереди корпуса и, не успевая лечь на дно борозды раньше, чем основные пласты, оказываются полностью или частично незаделанными. Смещая предплужники назад для улучшения заделки стерни, учитывают, что недостаточный их вынос может привести к забиванию плуга почвой. При малой глубине пахоты смещение предплужников вперед в больших пределах не сказывается отрицательно ни на качестве заделки пожнивных остатков, ни на забивании плуга почвой.
Если глубина пахоты менее 20 см, то предплужники снимают, так как в этом случае невозможно подобрать такое положение их по высоте, при котором плуг не будет забиваться почвой, а заделка стерни станет удовлетворительной.

Регулировка положения дискового ножа. Для качественной заделки растительных и пожнивных остатков и предотвращения забивания плуга почвой регулируют положение дискового ножа. Следует помнить, что внешних показателей, свидетельствующих о неправильном положении дискового ножа, мало, и они не всегда явно выражены.

Если наблюдается неустойчивый ход корпусов по глубине, особенно задних, то обращают внимание на образование осыпей на дне борозды. Наезд на них задним и передним бороздными колесами обуславливает неустойчивый ход. Осыпи на дне борозды образуются также при малом выносе дискового ножа влево или задевании ступицей диска за поверхность поля. Если же навесной плуг неустойчиво идет по глубине и не помогает регулировка, то при его агрегатировании с тракторами тягового класса 3 и 4 дисковый нож снимают.

Слишком близкое, расположение плоскости диска относительно полевого обреза предплужника может вызвать забивание заднего корпуса почвой. В таком случае нож сдвигают влево в сторону непаханного поля.. Это наблюдается прежде всего тогда, когда дисковый нож плугов располагают непосредственно у предплужника без достаточного выноса его вперед.

Особенности припашки плуга ПЛ-5-35. Определенная сложность при припашке этого плуга возникает во время регулировки задних колес. Заданной глубины хода заднего корпуса можно добиться с помощью нагрузки на одно или два задних колеса. Если передать нагрузку только на заднее бороздное колесо, то сопротивление плуга будет наименьшим, но устойчивость хода корпусов по глубине будет хуже, чем с одновременным использованием .обоих колес. Если же передать всю нагрузку только на заднее опорное колесо, то тяговое сопротивление плуга несколько возрастет, а устойчивость хода корпусов по глубине тоже будет хуже, чем с одновременным использованием обоих колес. Следовательно, мастерство механизатора должно обеспечить минимальное сопротивление плуга при максимальной устойчивости глубины вспашки. Это произойдет тогда, когда заднее опорное колесо будет оставлять на поверхности почвы небольшой след.

Положение плоскости заднего бороздного колеса при припашке также необходимо подобрать правильно. Удлиняя тягу связи с задним колесом, увеличивают угол между плоскостью колеса и стенкой борозды. Чем больше он, тем меньше сопротивление плуга за счет уменьшения сил трения полевых досок о стенку борозды и, следовательно, ниже погектарный расход топлива. Однако увеличенный угол приводит к преждевременному износу, пневматической шины колеса. Чем больше, угол, тем интенсивней износ шины. Поэтому при припашке его устанавливают небольшим, около 3°.

Переднее опорное колесо плуга. С его помощью устраняют поперечный перекос рамы, чтобы обеспечить нормальное положение корпусов в работе. Вместе с тем допустим небольшой поперечный перекос рамы. Если продольную балку плуга вместе с замком опустить немного вниз, то тяговое сопротивление плуга уменьшится на несколько процентов, благодаря чему снизится погектарный расход топлива и повысится производительность пахотного агрегата. При этом необходимо иметь в виду, что с опусканием замка плуга вниз возможно ухудшение устойчивости хода заднего корпуса по глубине, особенно на пахоте полупара. Следовательно, нормальное положение переднего опорного колеса будет таким, при котором устраняется поперечный перекос рамы плуга.

У плуга ПЛ-5-35 поперечную тягу регулируют по длине. Изменяя ее, добиваются, чтобы передний корпус плуга (при агрегатировании  ПЛ-5-35 с тракторами разных марок) имел ширину захвата, равную захвату остальных корпусов. На первый взгляд ничего необычного в этом нет. Однако необходимо отметить одну очень важную тонкость. Чем ближе трактор будет идти к стенке борозды, тем меньше тяговое усилие плуга, ниже погектарный расход топлива и выше производительность пахотного агрегата. Это связано с тем, что захват переднего корпуса нормальной ширины обеспечен подбором нужной длины поперечной тяги. При ведении трактора поближе к стенке борозды нельзя допускать образования осыпей почвы на ее дне, поскольку они ухудшают работу пахотного агрегата. Снизить тяговое сопротивление плуга можно также смещением вправо механизма навески трактора за счет изменения длины блокировочных тяг (цепей). Чем больше смещение, тем больше снижается тяговое сопротивление плуга. Однако со смещением навесного устройства вправо ухудшается прямолинейность хода трактора, появляется увод его в сторону вспаханной части поля. Для восстановления прямолинейности движения трактора очень часто приходится прибегать к выравниванию его хода с помощью поворотных механизмов, что вызывает снижение производительности пахотного агрегата за счет повышенной пробуксовки правого движителя трактора. Следовательно, смещение механизма навески вправо возможно лишь в тех пределах, при которых управляемость трактора имеет допустимые значения.

Особенности припашки плуга ПТК-9-35. Во время припашки трактор стараются вести поближе к стенке борозды. Механизм навески смещают вправо в таких же пределах, как и при припашке полунавесного плуга ПЛ-5-35. Этого добиваются изменением положения хомутов, крепящих левую часть распорки к продольному брусу рамы. Для облегчения выполнения такой операции предусмотрен гидроцилиндр ЦС-75.

Самое высокое качество вспашки будет в том случае, если корпусы занимают правильное положение относительно направления движения пахотного агрегата. Проверку правильности положения корпусов обычно производят визуально. Точнее это можно сделать, замерив угол между лезвием лемеха и стенкой борозды. Для корпусов ПЛЖ-31 он должен быть равен 45°, для ПЛЕ-21-38 и ПЛЕ-01 - 42°.

Правильного положения корпусов добиваются изменением положения кулака стойки корпуса относительно кронштейна крепления ее к раме. Для этого регулировочные шайбы с левой стороны пальца кулака переставляют на правую или наоборот. Чем больше «бочение» рамы плуга, тем больше шайб переставляют на правую сторону пальца.

Если в работе пневматические ходовые колеса оказываются не в плоскости движения агрегата, то их нормального положения добиваются изменением положения оси колес на основном и продольном брусах рамы с использованием запасных отверстий под крепящие болты.

В случае, когда устойчивого хода заднего корпуса плуга по глубине не удается добиться, что бывает при слишком неровном рельефе поверхности поля, то на заднем конце рамы дополнительно устанавливают опорное колесо от плуга ПН-8-35 или подобное. Левое пневматическое колесо, которое использовалось для регулировки глубины вспашки, немного приподнимают, чтобы оно в определенной мере воспринимало вертикальную нагрузку, но не выглубляло задний корпус при наезде на возвышенности.

Особенности припашки плугов ПКУ-4-35 и ПКУ-3-35. Во время припашки можно улучшить устойчивость хода корпусов по глубине, установить необходимый предел их подъема при наезде на препятствия.

При возникновении неустойчивого хода корпусов по глубине в первую очередь проверяют состояние долот корпусов и выход их носков вперед. Когда затылочная фаска носков превышает их скос сверху, долото поворачивают на 180° вокруг продольной оси с тем,  чтобы затылочная фаска стала рабочей. Затем носок выдвигают вперед на 30-40 мм относительно носка лемеха.

Если корпуса плохо преодолевают препятствия вследствие недостаточного   подъема вверх, то регулируемую штангу связи тягового устройства с его подвеской (переднюю трубу) укорачивают. Однако при этом надо иметь в виду, что может ухудшиться устойчивость хода корпусов по глубине, особенно при пахоте тяжелых почв на большую глубину. Поэтому в процессе припашки длину передней трубы изменяют настолько, чтобы между нижним левым понизителем подвески плуга и  продольными тягами механизма навески трактора образовался прямой или близкий к нему угол. Замеряют его при остановке пахотного агрегата в борозде без выглубления плуга. В таком положении можно ориентироваться и по углу наклона нижнего левого понизителя к вертикали, который должен быть равен 30°.

Наладка механического догружателя ведущих колес трактора (ДВК). Она в значительной степени способствует повышению производительности пахотного агрегата и снижению расхода топлива за счет уменьшения буксования колес трактора и снижения тягового сопротивления плуга.

Если действительная скорость пахотного. агрегата снижается за счет буксования колес .трактора, то центральную тягу механизма навески трактора на серьге ДВК смещают вниз. При этом следят, чтобы плуг не потерял устойчивость хода по глубине.
Если корпуса укомплектованы самозатачивающимися лемехами, то подбирают такое самое низкое положение точки присоединения центральной тяги на серьге ДВК, при котором плуг устойчиво идет по глубине. Обычно об этом судят по ходу опорного колеса плуга.

Когда оно временами перестает вращаться, это свидетельствует о том, что центральная тяга на серьге ДВК закреплена низко и ее надо переставить на одно отверстие вверх.

Если плуг укомплектован обычными лемехами, то по мере их затупления центральную тягу на серьге ДВК переставляют на одно отверстие выше после потери устойчивого хода корпусов плуга. Необходимость перестановки центральной тяги на серьге ДВК определяют по следу опорного колеса плуга. Если оно не оставляет на поверхности поля заметного следа или перестает вращаться, то плуг потерял устойчивый ход по глубине, и требуется поднять центральную тягу на серьге ДВК на одно отверстие выше. Дополнительно замеряют глубину хода заднего корпуса и определяют показатели устойчивости глубины пахоты.
При перестановке тяги на серьге ДВК ее длину несколько меняют для того, чтобы устранить разницу в глубине хода переднего и заднего корпусов плуга.

Наладка гидроувеличителя сцепного веса трактора (ГСВ). При правильной наладке ГСВ значительно повышается производительность пахотного агрегата и уменьшается расход топлива за счет снижения буксования трактора и сопротивления плуга.

Припахивают плуг без включения ГСВ. Только после того, как будет достигнут нормальный ход плуга, ГСВ включают в такой последовательности. Рукоятку ГСВ переводят в крайнее нижнее положение (положение «сброс давления») и удерживают ее рукой до опускания и заглубления плуга. После достижения устойчивого хода корпусов на заданной глубине, о чем будет свидетельствовать контакт опорного колеса плуга с поверхностью поля и его вращение без приостановок, рычаг ГСВ отпускают и он автоматически занимает положение «включен».

После заглубления плуга и включения ГСВ маховичок давления подпора устанавливают в такое положение, при котором опорное колесо плуга имеет еле заметную колею, но еще вращается постоянно. Регулировку рекомендуется начинать с наибольшего давления подпора. Если в работе опорное колесо плуга не копирует рельеф поля и временами не вращается, то давление подпора уменьшают, вращая маховичок по часовой стрелке. Если же колесо оставляет глубокую колею, то давление подпора увеличивают, вращая маховичок против часовой стрелки. При этом- следует учитывать, что давление подпора изменяется не одновременно с вращением маховичка, а несколько запаздывает. Поэтому каждое новое изменение положения маховичка необходимо производить после прохода трактором загона длиной 50-100 м.

В конце загона рычаг управления ГСВ переводят в положение «выключен» для подъема плуга в транспортное положение.

Уменьшение глубины хода переднего корпуса наблюдается только при включении ГСВ. Чтобы, это проконтролировать, в начале загона проходят 10-20 м, и затем останавливают трактор, одновременно переводя рычаг распределителя в «плавающее» положение, а рычаг ГСВ - в положение «выключен». Оба рычага включают почти одновременно, чтобы передний корпус не успел заглубиться.

При уменьшении глубины -хода переднего корпуса, что особенно часто наблюдается в случае использования значительного давления подпора, центральную тягу немного укорачивают и опорным колесом плуга стараются окончательно установить заданную глубину вспашки.

Если плуг недостаточно устойчиво идет по глубине в некоторых местах на протяжений одного и того же прохода пахотного агрегата на полях с непостоянным удельным сопротивлением почвы, то рукоятку ГСВ переводят в положение «сброс давления». Плуг при этом будет более устойчиво идти по глубине, хотя -погектарный расход топлива увеличится. Поэтому после прохода участка с повышенным  сопротивлением почвы рукоятку ГСВ отпускают, и она возвращается в положение «ГСВ включен».

Наладка силового регулятора. Плуг приподнимают над землей и переключают регулятор в положение силового регулирования, если это не было сделано во время подготовки пахотного агрегата. Под сиденьем тракториста открывают люк, повертывают фиксатор переключателя  вперед и вводят его хвостовик в паз рычага, повернув фиксатор влево.

Опорное колесо плуга поднимают в самое верхнее положение, и стойку фиксируют стопорным болтом.

Перед началом припашки рукоятку распределителя .устанавливают в «нейтральное» положение, а рукоятку ГСВ переводят до конца вперед в положение «заперто». Рукоятку регулировки глубины вспашки сдвигают вперед для заглубления плуга. Если корпусы идут мелко, то рукоятку подают несколько вперед, а если глубоко - назад.

На первых проходах агрегата в загоне устраняют возможный перекос рамы плуга и разный по глубине ход переднего и заднего корпусов. Поперечный перекос рамы плуга устраняют изменением длины правого раскоса механизма навески трактора, а одинаковую глубину хода передних и задних корпусов устанавливают изменением длины центральной тяги механизма навески трактора. Если после этих регулировок глубина пахоты не соответствует заданной, то рукоятку регулировки глубины, при необходимости ее увеличения, смещают вперед, для уменьшения назад. Когда заданная глубина вспашки будет достигнута, маховичок-ограничитель рукоятки доводят до рукоятки вплотную и фиксируют в таком положении. Это предотвращает самопроизвольное увеличение глубины вспашки и обеспечивает ее стабилизацию при каждом заглублении плуга после разворота на концах загона.

Затем регулируют положение ручки крана, поворачивая ее из переднего положения в заднее до исчезновения толчков, передающихся на трактор от плуга.

В конце загона, при подъезде к границе поворотной полосы, плуг выглубляют смещением рукоятки глубины в крайнее заднее положение и удерживают ее до полного подъема плуга. Затем рукоятку отпускают, и она автоматически смещается несколько вперед до соприкосновения с первыми зубьями фиксатора.

После разворота пахотного агрегата в конце загона плуг заглубляют, смещая рукоятку регулировки глубины до упора в маховичок-ограничитель.

После того, как правые колеса трактора будут катиться по борозде нормальной глубины, окончательно регулируют ход плуга: изменением длины правого раскоса механизма навески трактора устраняют поперечный перекос рамы плуга, длины центральной тяги механизма навески трактора возможный разный по глубине ход корпусов. Регулятором глубины устанавливают заданную глубину вспашки.

Применение силового регулирования эффективно только на хорошо подготовленных полях с постоянным удельным сопротивлением почвы и незначительными неровностями. В других условиях применение силового регулятора создает очень большую неравномерность глубины вспашки, далеко выходящую за пределы агротехнических допусков. Вместе с тем, применение силового регулятора эффективно с точки зрения повышения производительности пахотного агрегата и снижения погектарного расхода топлива. Оно значительно эффективней, чем применение ГСВ и ДВК Поэтому при плохом состоянии поверхности поля и неоднородности почвы необходимо переходить на позиционное регулирование, которое обеспечивает автоматическое поддержание заданного положения навесного плуга относительно трактора. Переход на позиционный способ производят включением поворота рычага вправо. Кран скорости коррекции при этом устанавливают вперед до упора. Позиционное регулирование осуществляется так же, как и силовое.

Выполнение последних проходов пахотного агрегата в загоне. Если последний проход пахотного агрегата в загоне делают без переналадки плуга, то образуется глубокая развальная борозда, которая при выполнении последующих технологических операций в значительной степени снижает их качество, ухудшает условия работы обслуживающего персонала и сокращает срок службы сельскохозяйственной техники.

Глубину развальной борозды можно уменьшить одним из следующих способов.

Первый способ. За несколько проходов до запашки загона окончательно подравнивают ширину невспаханной полосы, чтобы борозды были прямолинейными. Ширина ее для последнего прохода должна быть меньше рабочего захвата плуга на захват одного корпуса. При предпоследнем проходе агрегата в загоне глубину хода последнего корпуса уменьшают, оставив неизменной глубину хода переднего корпуса. Последний проход агрегата производят с дальнейшим уменьшением глубины хода заднего корпуса, который должен оборачивать небольшой завершающий пласт со дна мелкой борозды, сделанной им же при предпоследнем проходе. Передний корпус должен идти на глубине, равной заданной.

Второй способ отличается от первого тем, что глубину хода заднего корпуса уменьшают только при последнем проходе агрегата в загоне. Качество такой борозды хуже, чем борозды, выполненной первым способом. Третий способ применяют в том случае, когда ширина полоски, оставшейся для последнего прохода в загоне, значительно меньше полного рабочего захвата плуга или же крайне непостоянна по ширине на всем протяжении загона. При данном способе снимают отвалы тех корпусов, которые идут по вспаханной части поля, что предотвращает повторный оборот пластов предпоследнего прохода. Это значительно уменьшает глубину развальной борозды. В результате образуются две небольшие развальные борозды, одна из которых находится в стыке предпоследнего прохода пахотного агрегата, а вторая в месте прохода последнего корпуса плуга с отвалом.

Следует иметь в виду, что применение описанных способов последних проходов агрегата в загоне позволяет лишь уменьшить глубину развальной борозды, которую разравнивают специальными проходами.

Распашка поворотных полос. Поворотные полосы, как правило, распахивают вразвал, в результате чего у края поля не образуются борозды, затрудняющие  въезд машин и орудий на него при последующих технологических операциях. Поворотные полосы распахивают по окончании пахоты всех загонов на данном поле.

Заделка развальных борозд. Незаделанные развальные борозды ухудшают условия работы агрегатов, производящих последующие за пахотой технологические операции. Особенно затруднено движение агрегатов поперёк гребней пашни. При этом снижается производительность агрегатов, уменьшается срок службы сельскохозяйственной техники, ухудшаются условия труда трактористов. Надо учитывать и то, что на развальных бороздах растения развиваются значительно хуже, что приводит к снижению урожая. По развальным бороздам весной стекают талые воды, унося с собой плодородные частицы почвы.

Хорошей заделкой развальной борозды считают такую, когда вместо борозды на поле образуется широкая ложбина с плавными откосами. Полупить ее можно с помощью плугов, лемешных лущильников, тяжелой дисковой бороны, канавокопателя-заравнивателя и других орудий.

Развальную борозду заравнивают за один или два прохода агрегата. Качество заравнивания борозды двумя проходами агрегата значительно выше, но менее производительно.

Плоскорезные агрегаты

При наладке плоскорезов добиваются равномерности глубины обработки почвы с максимальным сохранением стерни.

В случае неустойчивого хода плоскорезных лап по глубине увеличивают или уменьшают угол их наклона к горизонту. Причиной неустойчивого хода лап по глубине может быть налипание почвы на опорные колеса плоскорезов. Устраняют его правильной установкой чистиков металлических колес или снижением давления в пневматических шинах колес плоскореза.

Если появляется чрезмерная гребнистость поверхности обработки и отмечается повышенное повреждение стерни, то прежде всего проверяют перекрытие лап в смежных проходах плоскорезного агрегата, которое не должно превышать 20 см. Обычно эта неполадка происходит при перекрытии больше нормы, что снижает не только качество обработки, но и производительность плоскорезного агрегата. Чрезмерную гребнистость и повышенное повреждение стерни устраняют также очисткой лап от налипшей почвы и скопившейся на них стерни. Если и это не помогает, то снижают рабочую скорость движения.

Лемешно-лущильные агрегаты

Навесной лущильник ППЛ-5-25 припахивают так же, как и навесные плуги с одним опорным колесом:

Припахивая полунавесной лемешный лущильник ППЛ-10-25, добиваются заданной глубины и ее равномерности и предотвращают поперечный перекос рамы.

Если передний корпус идет глубже или мельче заданного, то изменяют положение переднего опорного колеса.
В случае, когда глубина хода средних корпусов не соответствует заданной, изменяют положение среднего пневматического колеса.

Значительно сложнее добиться требуемой глубины хода заднего корпуса лущильника. Вследствие шарнирности рамы лущильника задние корпуса идут значительно мельче заданного. Если при этом заднее опорное колесо вращается и.оставляет на поверхности почвы заметный след, то заглубляют корпус данным колесом. В случае, когда задний корпус идет мельче заданного и заднее опорное колесо почти не касается поверхности поля, а временами даже не вращается, то удлиняют трубу догружатель и увеличивают степень сжатия ее пружины.

Чаще всего, особенно при небольшой глубине обработки, неравномерность глубины хода передних, средних и задних корпусов значительно превышает агротехнические допуски, ширина захвата постоянно изменяется, борозда от заднего корпуса неровная, наблюдается постоянный завал левой части рамы вниз. Чтобы повысить качество лущения и упростить наладку лущильника в работе, в его конструкцию необходимо внести небольшое изменение. Пальцы, соединяющие переднюю и заднюю секции рамы, следует опустить вниз на 80-100 мм, приварив вместо заводских новые удлиненные щеки.

Дисково-лущильные агрегаты

При глубине лущения мельче заданной механизм гидроуправления переключают на принудительное заглубление до полного выхода штока гидроцилиндра. Если не будет достигнута необходимая глубина обработки, то увеличивают сжатие пружин нажимных штанг, переставляя нижние быстросъемные шплинты на 1-2 отверстия. Если и при этом глубина обработки будет меньше заданной, то увеличивают угол атаки. Необходимо иметь в виду, что на лущении жнивья дисковый лущильник, как правило, устанавливают на максимальный угол атаки, равный 35°, и только на легких песчаных почвах допускается его уменьшение до 30°. Если и теперь глубина лущения окажется мельче заданной, то причиной этого могут быть затупленные рабочие кромки дисков или сильно иссушенная почва.

При глубине лущения больше заданной уменьшают сжатие пружин нажимных штанг, рычаг гидрораспределителя переставляют в плавающее положение или делают меньше угол атаки.

Часто при лущении жнивья наблюдается неравномерность глубины обработки почвы отдельными крайними дисками одной и той же секции батареи за счет перекоса ее рамки на понизителях. Для устранения неравномерности глубины обработки поднимают или опускают ползун регулируемого понизителя бруса лущильника.

Если глубина обработки тяжелой дисковой бороны глубже заданной, то угол атаки уменьшают, а если мельче - увеличивают.

Значительно сложней наладить полевую дисковую борону БД-10. При глубине обработки меньше заданной угол атаки увеличивают, при большей уменьшают. Изменять угол атаки надо осторожно, чтобы избежать поломки центральных секций. Для этого при увеличении угла атаки необходимо укоротить тяги и переместить брусья секций назад относительно рамы, а при уменьшении - переместить брусья вперед и удлинить тяги.

Неравномерность глубины обработки БД-10 встречается очень часто. Причем, глубина обработки средними секциями больше, чем крайними. Обычно причиной этого является то, что рама батареи всей массой налегает на две средние секции. Поэтому они и идут глубже остальных. Кроме того, из-за перегрузки валы средних секций преждевременно выходят из строя. Поэтому необходимо, чтобы рама бороны в задней части воспринималась опорными колесами, а спереди сница была поднята гидрокрюком на высоту, обеспечивающую разгрузку рамы средних секций. Упор на штоке гидроцилиндра рамы устанавливают в такое, положение, при котором рама в работе не опиралась бы на средние секции.

Бороновальные агрегаты

Если глубина обработки почвы зубовыми боронами меньше необходимой, а качество рыхления недостаточное, то меняют тип бороны, например, вместо БЗСС-1,0 используют БЗТС-1,0. Глубину обработки и качество рыхления почвы можно изменить за счет поворота борон на 180°, что достигается установкой зубьев скосом вперед или назад.

Часто наблюдается неравномерность глубины хода передних или задних зубьев борон. Когда передние зубья идут глубже задних, тяги к боронам укорачивают, то есть увеличивают угол между ними и горизонтом. Если же задние зубья идут глубже передних, то тягу, наоборот, удлиняют.

Агрегаты для сплошной культивации

При первом проходе агрегата через 40- 50 м проверяют правильность предварительной установки рабочих органов и соответствие показателей качества работы агротехническим требованиям.

Если разная глубина хода лап переднего и заднего рядов, то продольный перекос рамы устраняют с помощью изменения длины центральной тяги механизма навески трактора для навесного культиватора или перестановкой прицепной скобы на косынке сницы прицепного культиватора.

Когда наблюдается разный по глубине ход лап левой и правой частей культиватора, устраняют поперечный перекос его рамы с помощью опорных колес.

При разной глубине хода отдельных лап по ширине захвата культиватора, что часто наблюдается у паровых культиваторов типа КПС-4, прежде всего регулируют степень сжатия пружин нажимных штанг, добиваясь, чтобы их головки «играли» (поднимались - опускались) относительно направляющих в пределах 0-10 мм. Разный по глубине ход лап также наблюдается при неодинаковом угле их входа в почву.

Нужной глубины хода лап добиваются правильной установкой опорных колес культиватора.

Посевные агрегаты

В первую очередь засевают поворотные полосы. След крайнего сошника от последнего прохода агрегата служит границей поворотной полосы.

При первых проходах агрегата уточняют норму высева семян и удобрений. Не менее двух раз в день проводят контрольную проверку нормы высева. Оперативную ее проверку ведут после изменения условий посева, при которых устанавливают новый действительный высев семян.

Действительный высев семян изменяется с переходом на другую рабочую скорость движения агрегата, с переменой глубины заделки семян и свойств поверхностного слоя почвы, при разной глубине предпосевной культивации. Поэтому во всех этих случаях производят оперативную проверку действительного высева семян и вносят соответствующие коррективы в регулировочные устройства. Надо учитывать и то, что действительный высев уменьшается по мере опорожнения семенного ящика. Во всех этих случаях причиной изменения высева семян и удобрений является разная степень проскальзывания колес сеялки из-за уменьшения или увеличения нагрузки на них.

Глубину заделки семян контролируют не менее двух раз в смену. Кроме того, ее замеряют в тех случаях, что и норму высева семян.

Если отдельные сошники идут на разной глубине, то прежде всего обращают внимание на степень сжатия пружин нажимных штанг. Они должны быть сжаты настолько, чтобы головки штанг относительно направляющих оптимально «играли». Чем выше качество предпосевной обработки поля и однородней почва, тем меньшей должна быть «игра» штанг 0-5 мм. Чем хуже предпосевная обработка поля и неоднородней почва, тем больше допускают «игру» штанг, так как при их малой «игре» разница в глубине заделки семян увеличивается. На полях со средней подготовкой «игру» штанг устанавливают в пределах 0-10 мм, а с недостаточным качеством 0-20 мм.

Если заделка семян передними и задними сошниками разная по глубине, то частично это можно предотвратить за. счет изменения присоединения сеялки к сцепке с помощью перестановки штыря на отверстиях понизителя сницы. Глубина хода сошников меняется также с изменением скорости движения посевного агрегата. Так, с увеличением скорости движения глубина заделки семян передним рядом сошников увеличивается вследствие присыпания их почвой от воздействия сошников заднего ряда.

Агрегаты для внесения минеральных удобрений

При первых проходах посевного агрегата уточняют действительный расход минеральных удобрений и его соответствие заданной норме высева.

Действительный высев удобрений может нарушаться при изменении свойств минеральных удобрений и их типа. Особенно часто уменьшается высев минеральных удобрений при отсыревании, так как ухудшается и их сыпучесть.

Если удобрения неравномерно распределяются по ширине захвата агрегата, то производят перерегулировку рабочих органов разбрасывателей, используя предусмотренные конструкцией регулировочные устройства.

Агрегаты для внесения твердых органических удобрений

Для того, чтобы запахать удобрения не более чем через 2 ч после их разбрасывания по полю, на загонах, подлежащих пахоте всвал, необходимо использовать 2 кузовных разбрасывателя. Они должны начинать работу с середины загона: один на одной его половине, другой на второй. При пахоте загона вразвал 2 кузовных разбрасывателя начинают работу на краях загона, постепенно перемещаясь к его центру, При этом производительность разбрасывателей должна соответствовать производительности пахотных агрегатов.

Во время работы роторного разбрасывателя РУН-15Б на загонах, распахиваемых всвал, разбрасывание начинают с середины загона движением вдоль направления будущей пахоты с постепенным приближением к краям загона. При пахоте загона вразвал разбрасывание удобрений начинают с середины загона.

На первом проходе кузовных разбрасывателей проверяют правильность установки нормы внесения удобрений. Это делают путем сравнения фактической дозы внесения удобрений и заданной нормы. Бели расход больше нормы, то у разбрасывателей ПРТ-10 и ПРТ-16 увеличивают скорость движения, а у РОУ-6 устанавливают большее деление на шкале кривошипа или уменьшают рабочую скорость. При этом внимательно следят за расстоянием, между проходами, не допуская образования огрехов и пересевов.
На первом проходе роторного разбрасывателя РУН-15Б регулируют по высоте опорные катки валкователя и разбрасывателя так, чтобы на полосе их прохода соблюдалась заданная норма внесения удобрений. Зарывание валкователя и делителя разбрасывателя в почву не допускается. Не включая привод на  разбрасыватель, делают пробный проход, захватив валкователем одну кучу навоза. При формировании сплошного валка ее должно хватить до следующей кучи. Прерывистость валка допускается не более 1,5 м. Если она окажется большей, то величину дозирующего окна уменьшают, а если в валкователе остался навоз, то окно увеличивают. После правильной установки дозирующего окна на заданную норму внесения навоза возвращаются назад и начинают работу по уже сформированному валку, а -затем по обычной технологии. При подходе к следующей куче в валкователе должно остаться небольшое количество навоза, чтобы компенсировать имеющееся незначительное различие в массе отдельных куч.

Разбрасыватель РУН-15Б работает удовлетворительно, если кучи навоза имеют массу около 4 т. Если же кучи больше, что крайне нежелательно, то их разрезают валкователем разбрасывателя пополам и разбрасывают в 2 прохода.

Во время работы следят, чтобы делитель разбрасывателя разделял валок ровно пополам, равномерно подавая навоз под оба разбрасывающих ротора. Этим обеспечивается необходимая равномерность разбрасывания навоза по левой и правой стороне полосы разбрасывания.

Агрегаты для внесения жидких органических удобрений

Органические удобрения должны быть запаханы не позднее чем через 2 ч после внесения. Поэтому движение агрегатов для внесения жидких органических удобрений необходимо строго согласовывать с движением пахотных агрегатов. Если пахота ведется всвал, то удобрения начинают выливать, двигаясь по середине загона с постепенным приближением к краям, если вразвал то, наоборот, от краев загона к его середине.

На первых проходах агрегата доживаются, чтобы действительный расход органических удобрений соответствовал .заданной норме. При расхождении прибегают к изменению скорости движения. Если это окажется нецелесообразным или невозможным, то заданная норма вылива соблюдается за счет новой ширины полосы разлива с помощью изменения наклона щитка.

Агрегаты для защиты посевов от вредителей, возбудителей болезней и сорняков

Для качества обработки посевов большое значение имеет высота расположения штанги относительно их поверхности. Поэтому регулировка высоты весьма ответственная часть настройки опрыскивателя.

В ранневесенний период во время обработки растений с низким стеблестоем наилучшая высота  расположения щелевых распыливателей -80-90 см от поверхности поля. Их регулируют так, чтобы факелы распыла были направлены назад на 5-10°. При хорошо развитом стеблестое штанга должна быть выше обрабатываемых посевов на 50-60 см. С увеличением высоты штанги факел распыла щелевых распыливателей поворачивают назад на больший угол. Факелы- вихревых распылителей располагают вертикально вниз.

На первом проходе агрегата, а затем периодически, проверяют соответствие действительного расхода рабочей жидкости заданной норме. В случае их несоответствия прежде всего- регулируют давление в расходной магистрали. Если при этом снижается качество распыла, то распыливатели меняют на другие с соответствующими отверстиями.

Зерноуборочные комбайны

Высота мотовила над ножом. С помощью гидросистемы мотовило поднимают настолько, чтобы нижняя кромка планки при вертикальном положении луча касалась срезанной части стебля в центре его тяжести, который легко определить практически. Для этого стебель  укладывают на палец и находят точку (центр тяжести), вокруг которой он не опрокидывается. У комбайнов «Дон» пальцы граблин длиннее. Поэтому нижнюю кромку планок устанавливают так, чтобы она касалась срезанной части стеблей посередине.

При излишнем подъеме мотовила вверх много стеблей срезается без его помощи, что вызывает потерю части их на землю, особенно на уборке редких и пониклых хлебов. Кроме того, с подъемом мотовила увеличивается сила удара планок по колосьям. Часть зерен из них выбивается. За счет ухудшения очистки режущего аппарата срезанные стебли оказываются на земле. Излишне низкая установка мотовила способствует опрокидыванию стеблей вокруг планок и падению их на почву.

Так как высота хлебостоя часто изменяется даже на протяжении одного прохода в загоне, то и к регулировке мотовила по высоте надо прибегать так же часто.

Угол наклона граблин. Предварительно установленный угол наклона граблин редко приходится менять в работе. К этому прибегают чаще всего на уборке высокого густого хлеба, когда граблины установлены вертикально. В таком случае хлебная масса, пронизанная пальцами, вовремя не освобождается. Это становится причиной порционной подачи массы в молотилку комбайна, вызывая попадание зерна в солому и полову из-за временных перегрузок молотильного аппарата, соломотряса и очистки, а также потери срезанных стеблей за счет перебрасывания их через ветровой щит или сбрасывания с режущего аппарата на землю.

Вынос мотовила. При прямом комбайнировании ошибка в выносе мотовила происходит очень часто. При этом регулируют не просто вынос, а зазор между граблинами мотовила и спиралями шнека жатки. Если зазор больше оптимального, то порционная подача массы вызывает падение части стеблей на землю и потери зерна в солому и полову вследствие временных перегрузок молотильного аппарата, соломотряса и очистки. При малом зазоре стебли увлекаются планками и перебрасываются через ветровой щит или нависают на граблинах, а затем сбрасываются на землю.

На полеглом массиве мотовило выносят на такое расстояние, которое помогает избежать потерь несрезанными и срезанными стеблями из-за плохого подъема и подвода их к режущему аппарату.

Недостаточный вынос мотовила вперед на валковых жатках может вызвать потери срезанных колосьев из-за того, что мало срезается стеблей с его участием, особенно на уборке редкого и пониклого хлеба. Излишний вынос приводит к потере срезанных стеблей за счет ухудшения качества очистки режущего аппарата, а также из-за срезания массы после выскальзывания стеблей из-под планок мотовила, что часто наблюдается на уборке низкорослого хлеба. Кроме того, излишний вынос мотовила обуславливает ухудшение укладки срезанной массы на транспортер и снижает вследствие этого качество формирования валков.

Частота вращения мотовила. К ее регулировке приходится прибегать очень часто и+ прежде всего, при каждом изменении рабочей скорости движения комбайна. Выбирая момент и величину изменения частоты вращения мотовила, учитывают следующие обстоятельства. При недостаточной частоте вращения большое количество стеблей срезается без участия мотовила. Вследствие этого часть их попадает на землю, особенно на уборке редких и пониклых хлебов. Кроме того, ухудшается очистка режущего аппарата от срезанной массы, Что ведёт к потере на землю срезанных стеблей. В то же время чрезмерная частота вращения мотовила вызывает вымолачивание зерна вследствие удара планок по колосьям, особенно на уборке легкоосыпающихся сортов. Слабо связанные со стеблем колосья, например, ячменя, также отбиваются. При большой частоте вращения мотовила срезанные стебли перебрасываются планками через ветровой щит на землю.

В работе частоту вращения мотовила устанавливают такой, при которой потери срезанных стеблей и вымолоченных зерен будут сведены к минимуму.
Частоту вращения мотовила зерноуборочного комбайна «Дон» принимают в соответствии с данными таблицы 38.

Таблица 38

Ориентировочная частота вращения вала мотовила комбайна «Дон»

Скорость комбайна м/с 0,28 0,55 0,63 1,1 1,4 1,67 1,94 2,22 2,5 2,78
км/ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Частота вращения, об/мин 15 18 26 31 36 40 43 46 49 49

 

Зазор между спиралями шнека и днищем. Его устанавливают в зависимости от характера хлебостоя. На уборке высокого и густого хлеба зазор должен быть 30-35 мм, высокого и густого 25-30, нормального 20-25, низкого густого 15-20, низкого редкого 6-15 мм. При излишне большом зазоре порционная подача массы вызывает потери срезанных стеблей вследствие сталкивания их с режущего аппарата на землю, а также зерна в солому и полову из-за временных перегрузок молотильного аппарата и очистки. Недостаточный зазор может вызвать заклинивание массы и остановку шнека, а также травмирование зерна.

Зазор между пальцами шнека и днищем. Его устанавливают в зависимости от характера хлебостоя. Если зазор мал, то снижается активность захватывания пальцами массы, подаваемой мотовилом. Вследствие этого стебли скапливаются над центральной частью шнекового транспортера, часть из них падает на землю. Кроме того, порционная подача массы в молотильный аппарат вызывает потери зерна в солому и полову из-за временных перегрузок молотильного аппарата, соломотряса и очистки. При большом зазоре хлебная масса скапливается у пальчикового механизма вследствие снижения активности протаскивания массы между центральной частью шнека, и днищем. Это становится причиной потерь срезанных стеблей на землю, а также зерна в полову и, солому из-за временных перегрузок молотильного аппарата, соломотряса и очистки.

Если у комбайнов РСМ-8 «Дон-1200» и РСМ-10 «Дон-1500» забиваются шнековый или наклонный транспортеры, то надо быть очень осторожным, поскольку неправильное использование храпового механизма обратной (реверсивной) прокрутки рабочих органов жатки может вызвать поломки ее деталей и узлов, а также наклонной камеры. Очистку делают так: выключают привод на жатвенную часть и включают храповой механизм обратной прокрутки рабочих органов, многократно нажимая на подпружиненную клавишу пульта управления. После очистки рабочих органов храповой механизм переводят в нерабочее положение, нажав на другую сторону подпружиненной клавиши, и включают привод жатвенной части.

Зазор между брусом ветрового щита и упорами корпуса наклонной камеры.

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы зазор был равен 60-70 мм, а у комбайнов РСМ-8 «Дон-1200» и РСМ-10 «Дон-1500» 80-90 мм. Особенно важно выдержать его после опускания жатки в работу при разворотах на конце загона. Для этого нужно не спешить переводить рычаг распределителя в нейтральное положение при касании башмаков жатки поверхности поля, поскольку наклонная камера еще не опустилась до нормального положения. Только при уменьшении зазора до 60-70 мм, а у комбайнов РСМ-8 «Дон-1200» и РСМ-10 «Дон-1500» до 80-90 мм, рычаг распределителя переводят в нейтральное положение.

При зазоре больше оптимального порционная подача массы в молотилку вызывает потери зерна в солому и полову из-за временной перегрузки молотильного аппарата, соломотряса и очистки. Одновременно стебли с колосьями сталкиваются движущейся порцией хлебной массы на землю. Кроме того, при этом предел копирования рельефа поля жаткой вниз становится меньше. Малый зазор уменьшает предел копирования- рельефа поля жаткой вверх.

Установка подборщика по высоте. Ее производят с учетом расположения валка относительно поверхности поля.

Если он уложен на нормальную по высоте стерню, то барабанный подборщик опускают настолько, чтобы трубы граблин в их нижнем положении располагались на уровне основания валка, а пальцы граблин полной высотой прочесывали зону ниже него.

При укладке валков на низкую стерню или провале части их на землю подборщик опус- кают настолько, чтобы пальцы граблин касались  почвы  и  активно подбирали  провалившиеся  стебли.   Копирующие  башмаки жатки в этом случае устанавливают на  минимальную высоту, что   обеспечивает   копирование рельефа поля башмаками подборщика, а не жатки. При этом очень важно тщательно отрегулировать    пружины    уравновешивающего механизма жатки, натянув их так, чтобы башмаки подборщика   в работе не отрывались от поверхности поля.

У  полотняно-траспортерного подборщика   платформы подборщика расстояние между концами пальцев я почвой в нормальных условиях уборки должно быть 40-60 мм. Когда    при этом имеются потери неподобранных   стеблей,    зазор    уменьшают. Если хлебная   масса   тормозится   прутиками нормализатора, то их необходимо приподнять, повернув упоры на стойках. При протаскивании   стеблей   нижней   ветвью   транспортера уменьшают зазор   между   рабочей   кромкой стеблеподъемника и задним валом транспортера.

Частота вращения подборщика. Как завышенная, так и заниженная частота вращения обуславливает потери зерна и колосьев на землю. Поэтому в работе устанавливают такую частоту, при которой потери за подборщиком минимальные и не превышают допустимых пределов. Правильный выбор частоты вращения подборщика характеризуется следующими показателями:

  • хлебная масса не растягивается пальцами подборщика на порции и поступает под шнек жатки непрерывной лентой;

  • стеблевая масса не скапливается перед подборщиком и не сдвигается по ходу движения комбайна;

  • валок плавно приподнимается без крутого перегиба перед пальцами скатами (транспортером) подборщика;

  • отсутствуют перебитые и отломанные колосья  отбрасываемые пальцами граблин в сторону.


  • Частоту вращения полотняно-транспортерного подборщика платформы-подборщика устанавливают по данным таблицы 39.

    Таблица  39

    Оптильная частота вращения подборщика платформы-подборщика в зависимости от скорости движения комбайна

    Скорость
    комбайна
    м/с 0,28 0,55 0,63 1,1 1,4 1,67 1,94 2,22 2,5 2,78
    км/ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Частота   вращения подборщика,  об/мин. 148 148 159 212 265 318 371 424 475 475

     

    Частота вращения барабана молотильного аппарата. При недостаточной частоте вращения возможны недомолот колосьев, появление зерен с остьями и в пленках, а также забивание молотильного  аппарата  хлебной массой. С увеличением оборотов барабана улучшается качество обмолота   и повышается   интенсивность сепарации зерна через деку. Однако одновременно возрастает дробление и особенно травмирование   зерна,   а   также   повышается степень    измельчения     соломы.    Это    вызывает   потери   зерна   в  солому   и   полову   из-за перегрузки соломотряса и особенно очистки сбоиной (измельченной соломой).

    Поэтому частоту вращения барабана увеличивают лишь настолько, насколько это необходимо для полного выделения зерна из колосьев, избегая лишних оборотов, особенно на уборке легкообмолачиваемого сухого пере--стоявшего хлеба.

    При уборке влажных и засоренных хлебов частоту вращения барабана иногда увеличивают до максимальной, чтобы обеспечить полный вымолот зерна. Хлебостой   с   наличием щуплого зёрна также убирают с повышенной частотой вращения барабана.

    Очень внимательным надо быть при подборке валков, побывавших под дождем или уложенных близко к земле. Недостаточно подсохшая их нижняя часть обмолачивается с трудом, поэтому в таких случаях работают с повышенной частотой вращения барабана.

    В первые дни уборки обычно применяют повышенную частоту вращения барабана затем, по мере подсыхания массы, ее снижают. Утром и вечером также надо работать с повышенной частотой, а днем с пониженной.

    У комбайнов с двухбарабанным молотильным аппаратом иногда возникают трудности в выборе частоты вращения переднего барабана. Здесь надо учитывать следующее. Первый молотильный аппарат обязан вымолотить из колосьев возможно больше зерен, но без дробления и травмирования их. Второй молотильный аппарат, барабан которого вращается с увеличенной частотой, обеспечивает вымолот оставшихся в колосьях зерен. Следовательно, двухбарабанный молотильный аппарат меньше дробит и травмирует зерно. Поэтому на уборке семенных хлебов надо применять комбайны с двухбарабанным бильным молотильным аппаратом.

    Значительные трудности иногда возникают при регулировке двухбарабанного молотильного аппарата на подборке отсыревших валков ячменя. В таких условиях возможны большие потери свободного зерна в солому и полову. Никакие регулировки здесь не помогут, так как первый молотильный аппарат, имея обороты ниже, чем второй, не в состоянии отбить остья со всех зерен. Поэтому часть зерна с недобитыми остьями, попадая на очистку и соломотряс, не в состоянии выделиться из вороха, так как цепляется оставшейся частью остьев за солому и полову и уходит вместе с ними. В этом случае частоту вращения первого барабана доводят до требуемой для полного вымолота зерна и отбивания остьев от зерен. Одновременно нужно регулировать и деку так же, как у однобарабанного молотильного аппарата. Второй молотильный аппарат при этом выступает в роли передающего битера (снижаются обороты и опускается дека). Так же надо поступать и на уборке пшеницы с непрочными колосьями, которые при попадании в первый молотильный аппарат, настроенный на мягкий режим работы, разрушаются на части, недомолачиваются и теряются в полову.

    В ряде случаев, особенно на уборке очень сухой массы, частоту вращения переднего барабана значительно снижают, чтобы предотвратить излишнее измельчение соломы. Оно приводит к снижению производительности комбайна и повышению потерь зерна в солому, и полову. При этом учитывают, что при заниженных оборотах переднего барабана молотильный  аппарат забивается хлебной массой.

    У комбайнов «Дон» после выбора необходимой частоты вращения барабана ее вводят в память AGK, нажав кнопку на блоке измерения частоты. Если теперь частота вращения барабана уменьшится вследствие его перегрузки хлебной массой или по другим щуплого зёрна также убирают с повышенной частотой вращения барабана.

    Очень внимательным надо быть при подборке валков, побывавших под дождем или уложенных близко к земле. Недостаточно подсохшая их нижняя часть обмолачивается с трудом, поэтому в таких случаях работают с повышенной частотой вращения барабана.

    В первые дни уборки обычно применяют повышенную частоту вращения барабана; затем, по мере подсыхания массы, ее снижают. Утром и вечером также надо работать с повышенной частотой, а днем с пониженной.

    У комбайнов с двухбарабанным молотильным аппаратом иногда возникают трудности в выборе частоты вращения переднего барабана. Здесь надо учитывать следующее. Первый молотильный аппарат обязан вымолотить из колосьев возможно больше зерен, но без дробления и травмирования их. Второй молотильный аппарат, барабан которого вращается с увеличенной частотой, обеспечивает вымолот оставшихся в колосьях зерен. Следовательно, двухбарабанный молотильный аппарат меньше дробит и травмирует зерно. Поэтому на уборке семенных хлебов надо применять комбайны с двухбарабанным бильным молотильным аппаратом.

    Значительные трудности иногда возникают при регулировке двухбарабанного молотильного аппарата на подборке отсыревших валков ячменя. В таких условиях возможны большие потери свободного зерна в солому и полову. Никакие регулировки здесь не помогут, так как первый молотильный аппарат, имея обороты ниже, чем второй, не в состоянии отбить остья со всех зерен. Поэтому часть зерна с недобитыми остьями, попадая на очистку и соломотряс, не в состоянии выделиться из вороха, так как цепляется оставшейся частью остьев за солому и полову и уходит вместе с ними. В этом случае частоту вращения первого барабана доводят до требуемой для полного вымолота зерна и отбивания остьев от зерен. Одновременно нужно регулировать и деку так же, как у однобарабанного молотильного аппарата. Второй молотильный аппарат при этом выступает в роли передающего битера (снижаются обороты и опускается дека). Так же надо поступать и на уборке пшеницы с непрочными колосьями, которые при попадании в первый молотильный аппарат, настроенный на мягкий режим работы, разрушаются на части,, недомолачиваются и теряются в полову.

    В ряде случаев, особенно на уборке очень сухой массы, частоту вращения переднего барабана значительно снижают, чтобы предотвратить излишнее измельчение соломы. Оно приводит к снижению производительности комбайна и повышению потерь зерна в соложу и полову. При этом учитывают, что при заниженных оборотах переднего барабана молотильный аппарат забивается хлебной массой.

    У комбайнов «Дон» после выбора необходимой частоты вращения барабана ее вводят в память AGK, нажав кнопку на блоке измерения частоты. Если теперь частота вращения барабана уменьшится вследствие его перегрузки хлебной массой или по другим причинам, то на правом блоке световой сигнализации высветится пиктограмма «Обороты барабана ниже нормы», появится прерывистый звуковой сигнал, на рулевой, колонке замигает лампа «Обобщенный отказ», а на цифровом табло блока измерения частоты вращения появится крайний справа ноль.

    Если же громкость прерывистой звуковой сигнализации больше или меньше желаемой, то ее можно подрегулировать, но только при включении пиктограмм, т. е. с наличием предупреждающих или технологических сигналов. При появлении аварийных сигналов громкость сигнализации, автоматически увеличивается до максимальной независимости от положения регулятора.
    Если по каким-либо причинам (перегрузка, ослабление натяжения ремней и др.) обороты снизятся на 12-15 % по сравнению с установленными, то на табло сигнализации высветится транспарант «Обороты барабана ниже нормы», появится звуковой прерывистый сигнал высокого тона, а на цифровом табло будет мигать крайний справа ноль. В этом случае необходимо немедленно остановить комбайн, выявить и устранить возможную неполадку.

    Положение деки молотильного аппарата в работе. Если деку поднять повыше, то улучшается качество обмолота и выделение зерна через ее решетку. Вместе с этим увеличивается дробление и травмирование зерна, а также происходит интенсивное измельчение соломы и перегрузка сбоиной очистки и соломотряса. Это заставляет снижать скорость движения комбайна или продолжать работать с повышенными потерями зерна в солому и полову.

    С увеличением зазоров в молотильном аппарате облегчается работа соломотряса и очистки, создаются благоприятные условия для повышения производительности комбайна. Однако при этом могут возникнуть обстоятельства, при которых потери зерна за счет недомолота превысят допустимую норму. Поэтому в работе деку опускают как можно ниже, но так, чтобы недомолот не оказался выше допустимого.

    Часто встречается такая ошибка. Зазоры в молотильном аппарате уменьшают настолько, сколько надо для полного вымолота зерна из колосьев. Здесь надо иметь в виду, что полное отсутствие потерь зерна из-за недомолота свидетельствует о слишком жестком режиме работы молотильного аппарата, вызывая излишнее измельчение соломы и перегрузку сбоиной соломотряса и очистки. Это в свою очередь заставляет снижать скорость движения комбайна для того, чтобы потери свободного зерна в солому и полову не превышали допустимую норму. Уменьшение скорости движения влечет за собой снижение производительности, а, следовательно, затягивание сроков уборки и резкое повышение потерь зерна. Поэтому небольшие потери зерна из-за недомолота допускаются агротехническими требованиями.

    Утром в начале работы, когда стеблестой имеет повышенную влажность (отсыревший), зазоры в молотильном аппарате уменьшают вплоть до установки деки в самом верхнем положении. Затем, по мере подсыхания хлебной массы, зазоры постепенно увеличивают, ориентируясь на допустимый недомолот. К вечеру, по мере отсыревания хлебной массы, зазоры уже постепенно уменьшают.

    Второй молотильный аппарат двухбарабанных молотильных аппаратов налаживают «точно так же, как и однобарабанный по величине недомолота зерна. Затем в первом молотильном аппарате зазоры устанавливают на 2-3 мм больше обычного на уборке товарных хлебов и на 3-4 мм больше на уборке семенных хлебов.

    Во время работы необходимо регулярно и своевременно производить прочистку деки. Несвоевременная прочистка может оказаться главной причиной значительного повышения потерь свободного зерна в солому, особенно на уборке хлебов с влажной и недостаточно сухой массой и при подборе просевших к земле валков.

    Очистка. Вначале очистку налаживают на предотвращение попадания свободного зерна в колосовой шнек (первый этап), затем -на устранение потерь свободного зерна и колосьев в полову (второй этап) и лишь потом на чистоту зерна в бункере (третий этап).

    На первом этапе сводят к минимуму поступление зерна в колосовой шнек. Это делается для того, чтобы при повторном поступлении в молотильный аппарат зерно не дробилось и не травмировалось. Достигается такая цель регулировкой вентилятора, переднего конца нижнего решета и угла наклона жалюзи верхнего решета. У комбайнов «Дон» перестановка нижнего решета по высоте не предусмотрена.

    Основной .регулировкой на  первом  этапе является подбор оптимальной частоты вращений вентилятора, так как остальные две регулировки зависят от условий уборки.

    На втором этапе добиваются, чтобы потери свободного зерна и колосьев в полову были минимальными и не превышали допустимых норм. С этой целью подбирают оптимальное положение удлинителя  грохота  по высоте и величину открытия его жалюзи, устанавливают необходимый угол наклона скатной доски колосового шнека, а также щиток обдува удлинителя   (регулируемого козырька). Регулировки позволяют найти необходимую величину щели между удлинителем грохота и щитком его обдува, что обеспечивает нормальное продувание  удлинителя.   Если  в. полове  окажется зерно, то прежде всего стараются подобрать оптимальную величину щели. При этом учитывают, что как при большой, так и при малой щели возможны потери-зерна. Следовательно, мастерство комбайнера заключается в том, чтобы умело подобрать величину щели. Чем суше хлебная масса и меньше ее поступает на удлинитель, тем больше должна быть щель.   Изменяют ее  подбором  угла  наклона скатной доски колосового шнека. Если потери зерна в полову не удается устранить с помощью наклона скатной доски, то изменяют наклон удлинителя грохота   или   его   жалюзи. Увеличение угла наклона удлинителя -грохота повышает время пребывания массы на нем и способствует выделению зерен и колосьев. Поэтому предварительно надо правильно установить щиток обдува удлинителя. Обдув удлинителя в этом случае следует усилить за счет уменьшения щели между удлинителем и щитком его обдува. Эту регулировку проводят осторожно, так как колосовой элеватор может забиваться массой, особенно утром и вечером (при отсыревании хлебов). Прибегают и к изменению щели между жалюзи удлинителя. При этом обязательно учитывают, что перемена положения жалюзи вызывает одновременно и изменение степени продувания удлинителя, а следовательно, сказывается и на потерях зерна в полову. У комбайнов «Дон» угол наклона скатной доски колосового шнека не регулируется, а щитка обдува удлинителя нет. Поэтому на втором этапе накладку осуществляют только за счет регулировки удлинителя.

    На третьем этапе добиваются необходимой чистоты зерна в бункере. Для этого изменяют степень открытия жалюзи нижнего решета и положение его заднего конца по высоте. Практически задний конец нижнего решета не изменяют. Это делают лишь тогда, когда приходится убирать «прихваченные» суховеем хлеба. В данном случае передний и задний концы решета поднимают на второе отверстие (считая сверху). При всех других обстоятельствах задний конец решета устанавливают на среднем отверстии. Добиваясь высокой чистоты зерна в бункере, надо обязательно проследить, чтобы оно из нижнего решета не сходило в колосовой шнек. Поэтому после регулировки проверяют наличие зерна в колосовом шнеке. Если сход зерна увеличился, то жалюзи нижнего решета открывают настолько, чтобы его совсем не было. Следовательно, в конкретных условиях чистоту зерна в бункере можно достичь лишь такую, при которой не было бы поступления его в колосовой шнек. Это особенно важно ни уборке семенных хлебов, так как все зерно, побывавшее в колосовом шнеке и попавшее затем на повторный обмолот, полностью теряет всхожесть. Исключение составляют комбайны РСМ-8 «Дон-1200» и РСМ-10 «Дон-1500», у которых домолот колосьев ведется в специальном домолачивающем устройстве. Оно незначительно повреждает и травмирует зерно.

    Наладка сигнализатора индикации интенсивности потерь зерна (СИИП) комбайна «Дон». После окончания наладки комбайна на предотвращение потерь зерна и выбор оптимальной скорости его движения ручками регулировки, расположенными на лицевой стороне блока индикации, устанавливают показания в середине желтого сектора обоих каналов (4-я и 5-я лампочки снизу).

    Теперь в работе необходимо поддерживать такую скорость движения комбайна, чтобы уровень индикации оставался неизменным. Если загораются только нижние лампочки, то скорость надо увеличить. Если же загораются лампочки, расположенные выше установленных при наладке, то скорость сбавляют.

    Необходимо иметь в виду, что СИИП не реагирует на потери зерна в солому из-за недомолота, вследствие чего этот канал потерь необходимо проверять регулярно по 5-10 раз за световой день, а то и чаще на основе анализа недомолота обмолоченных колосьев.

    Если в работе загораются лампочки СИИП выше, чем установлено при наладке, и при снижении скорости движения верхние лампочки не тухнут, то необходимо определить канал устойчивых потерь зерна. Такая    неполадка возможна при «заплывании» подбарабанья молотильного аппарата, нарушении оптимальной регулировки очистки и др. После устранения повышенных потерь зерна СИИП налаживают заново.

    Если во время уборки средние лампочки тухнут и не загораются при увеличении скорости движения, то причиной этого может быть забивание жалюзи клавиш соломотряса  удлинителя верхнего решета или загрязнение чувствительной поверхности датчиков потерь, установленных на клавишах соломотряса или на скатной доске колосового шнека.

    Возможен случай, когда загораются все лампочки СИИП, и никакими технологически--ми методами (ликвидация «заплывания» подбарабанья и др.) устранить это невозможно. Обычно такое случается при технической неполадке и прежде всего из-за ослабления креплений в соломотрясе и очистке или вследствие задевания деталей этих узлов друг за друга.

    При неизменных условиях и однородности хлебной, массы на одном и том же поле наладку СИИП обычно не меняют. К повторной наладке прибегают при переезде на следующее поле, переходе на уборку другой культуры, а также в том случае, когда действительные потери зерна за молотилкой изменились, что обнаружено их прямым контролем.

    Копнитель. Копны должны выгружаться с обязательной подпрессовкой соломы в 2-2,5 раза. Для этого правильно отрегулированное предохранительно-выгружающее устройство необходимо использовать следующим образом. В каждом новом загоне для прохода первого круга комбайн настраивают так, чтобы выгрузка копен производилась с помощью автомата. Для этого отвертывают гайку затяжки пружины предохранительной муфты на 1,5- 2 оборота. Натяжение пружины ослабевает, автомат срабатывает при крутящем моменте ниже максимального, на который была отрегулирована- муфта. Комбайн пускают, для прохода первого круга в загоне. При этом комбайнер не пользуется педалью выгрузки копны. Копнитель выгружается с помощью автомата. После первого круга гайку предохранительной муфты завертывают до нормы (на столько оборотов, на сколько отвертывали).

    При проходе второго и последующих кругов комбайнер выгружает копнитель, ориентируясь на копны, образованные автоматом при проезде первого круга.

    Налаженное таким образом предохранительно-выгружающее устройство позволяет укладывать копны ровными рядами. Автомат будет срабатывать лишь тогда, когда по каким-либо причинам комбайнер своевременно не нажмет на педаль выгрузки копны или же масса хлебостоя на данном участке загона резко возрастет.

    Универсальный измельчитель ПУН. Чтобыt предотвратить забивание соломотряса из-за зависания соломы в валкообразователе Во время работы по технологическим схемам с укладкой соломы в валки, необходимо проделать следующее: после каждой остановки движения комбайна и проработки массы молотилкой комбайн необходимо подать на 1-1,5 м назад, одновременно следя за тем, чтобы трубопровод массы не уперся в тележку и не оказался деформированным. Еще раз проверяют, освобождены ли замки крышки капота. В противном случае возможны поломки клавишей соломотряса вследствие забивания измельчающего аппарата.

    При забивании входного окна вентилятора ПУН в первую очередь проверяют натяжение приводных ремней. Если они натянуты правильно, то повышают частоту вращения вентилятора или измельчающего барабана. Если и это не помогает, то, открывают крышку люка, примыкающего к всасывающему окну вентилятора для подсоса воздуха из атмосферы. Однако следует иметь в виду, что подсос воздуха из атмосферы приводит к ухудшению режима работы очистки и способствует увеличению потерь зерна и колосьев в полову.

    При   забивании   измельчающего   аппарата необходимо натянуть приводные ремни. Если же они натянуты правильно, то увеличивают частоту  вращения   измельчающего  барабана.

    Очистку камнеулавливателя надо производить своевременно, так как попавшие в измельчающий аппарат камни могут вывести его из строя.

    В процессе работы возможны перегрев двигателя и уменьшение его мощности, что приводит к снижению производительности комбайна. Чтобы не допустить этого, следует своевременно очищать от частей соломы и пыли воздухозаборник и соты радиатора двигателя. Поэтому загоны стараются отбивать так, чтобы при движении комбайна преобладал боковой ветер.

    Универсальное приспособление для уборки незерновой части   урожая   комбайна  «Дон».
    Если в работе валок излишне широк (узок) или его толщина в поперечном направлении неодинакова (слева или справа толще), то изменяют положение направляющих разбрасывателя.

    Если по ширине разбрасываемой полосы солома укладывается неравномерно или же ширина разбрасываемой полосы не соответствует ширине захвата жатки, т. е. между смежными проходами комбайна остаются незамульчированные соломой полосы, а также имеется слишком большое перекрытие, то меняют положение направляющих разбрасывателя.

    При выходе из строя молоток барабана блока измельчителя заменяют. Отклонение массы нового молотка от массы заменяемого должно быть не более ±2 г. Для предотвращения выхода из строя молотков необходимо своевременно производить прочистку камнеулавливателя комбайна.

    Начало Оглавление Назад

     

    РЕКЛАМА