Начало Статьи Об Авторе Написать

Выбор рабочей скорости движения агрегатов

При выборе скорости учитывают все факторы, влияющие на производительность агрегатов, погектарный расход топлива, качество выполнения работ, долговечность сельскохозяйственной техники, условия труда механизаторов, затраты труда и средств и т. п.

С увеличением скорости ухудшаются кинематические показатели: увеличиваются радиус и длина поворота агрегата, возрастает необходимая ширина поворотной полосы, возникает опасность опрокидывания агрегата.

Увеличение рабочей скорости движения, особенно по неровной и плотной поверхности поля, сопровождается усилением колебаний и вибрацией, что вызывает поломки напряженных деталей (в первую очередь рам), ослабление креплений, снижение надежности и безотказности работы агрегатов, возникновение поломок и аварий, сокращение долговечности работы сельскохозяйственной техники.

Увеличение рабочей скорости, как правило, сопровождается повышенным погектарным расходом топлива, зачастую из-за возрастания тягового сопротивления орудий. Прирост тягового сопротивления на каждый дополнителный рост скорости в 0,3 м/с в среднем составляет: на пахоте 3-5 °/о, лущении 3-6, дисковании 4-6, сплошной культивации 4-8, посеве 2-4, прикатывании 1,5-2,5, плоскорезной обработке почвы 3-8 %. Чем выше скорость, тем больше рост тягового усилия,   что   видно   из   приведенных   цифровых данных, в которых нижние пределы относятся к самым низким рабочим скоростям, а верхние к повышенным.

Увеличение скорости вызывает повышение количества проходов агрегата (из-за уменьшения рабочей ширины захвата машин, ведущее к переуплотнению почвы колесами тракторов, комбайнов и других машин и орудий и снижению будущего урожая.

Повышение скорости отрицательно сказывается на физиологическом состоянии механизаторов, утомляет их, усложняет правильное вождение агрегата.

Неровности поверхности поля отрицательно сказываются на качестве работы и в значительной мере ограничивают скорости движения. Колебания машин на неровностях ухудшают качество работы, равномерность глубины вспашки, культивации, заделки в почву семян и удобрений, увеличивают высоту стерни, повышают потери урожая при уборке и транспортировке. Естественно, что работа на повышенных скоростях требует более тщательного выравнивания поверхности поля, засыпки неровностей, тщательной предпосевной обработки почвы, профилирования полевых дорог и т. д. К тому же выравнивание поверхности поля положительно сказывается и при работе на любой скорости. При этом необходимо учитывать затраты на выполнение дополнительных работ.

И все же выбор скорости предопределяется прежде всего достижением необходимых агротехнических показателей работы.

При   пахоте  высокое качество можно получить на скоростях движения только в определенном интервале. Качество крошения почвы с увеличением скорости улучшается. Однако на высоких скоростях происходит беспорядочная укладка пластов, резко увеличивается распыление почвы, особенно недостаточно влажной. Почвы с повышенной влажностью с возрастанием скорости крошатся и распыляются менее интенсивно. При пахоте на слишком малых скоростях ухудшается крошение пласта и увеличивается количество  крупных глыб. Скорость пахоты почв с оптимальной влажностью имеет следующие интервалы: для корпусов ПЛЕ.01-1,2-2,1 м/с, ПЛЕ.21-1,7-2,5 м/с, ПЛЖ-31-2,2-3,3 м/с; пахоты иссушенных почв соответственно 1,4- 1,7; 2,0-2,2; 2,8-3,1 м/с, то есть в значительно более узком интервале скоростей. Чем тяжелее, плотнее и суше почва, тем на большей скорости ее надо пахать, чтобы добиться необходимого крошения пласта. На легких и рыхлых почвах требуемое качество вспашки достигается на скоростях, близких к нижнему рекомендованному пределу.

Хорошая заделка пожнивных остатков и удобрений происходит только в определенном интервале скоростей: для корпусов ПЛЕ.01- 1,5-1,8 м/с, ПЛЕ.21-2-2,2 м/с, ПЛЖ.31- 2,8-3 м/с. С точки зрения погектарного расхода топлива необходимо пахать на скоростях, близких к нижнему рекомендованному пределу, так как с повышением скорости тяговое усилие плуга растет и особенно интенсивно у верхнего предела.

При вспашке солонцовых почв плугом ПТН-3-40 наилучшее перемешивание солонцового и подсолонцового слоев почвы происходит при скорости 2,8 м/с, а при пахоте почв с обесструктуренным верхним слоем при глубоком залегании гумусового горизонта качественная работа обеспечивается на скоростях не свыше 2 м/с.

С повышением  скорости движения плоскорезного агрегата качество рыхления почвы улучшается, ее производительность возрастает, но одновременно увеличивается повреждение стерни и гребнистость поверхности поля. При глубине обработки до 18 см скорость движения не должна превышать 2 м/с, а при глубине обработки до 30 см не более 2,8 м/с.

На бороновании с увеличением скорости движения качество рыхления почвы улучшается, количество выдернутых сорняков увеличивается, повреждение всходов озимых несколько снижается. Но на излишне высоких, скоростях резко ухудшается устойчивость хода зубьев по глубине. Поэтому оптимальной скоростью на бороновании следует считать 1,7- 2,8 м/с.

На сплошной культивации с увеличением скорости качество рыхления почвы улучшается, количество подрезанных сорняков увеличивается, но на излишне высоких скоростях резко ухудшается устойчивость хода лап по глубине. Поэтому сплошную культивацию проводят на оптимальных скоростях в интервале 1,7-3,3 м/с. Вместе с тем надо учитывать, что погектарный расход топлива с увеличением скорости резко повышается. Это вынуждает работать на нижнем пределе рекомендованных скоростей при использовании широкозахватных агрегатов. Кроме того, с увеличением рабочих скоростей глубина культивации уменьшается. Следовательно, при изменении скорости культивации необходимо внести соответствующие изменения в регулировочные устройства для того, чтобы соблюдать глубину обработки.

На  посеве устойчивую заданную норму, высева можно получить в большом интервале рабочих скоростей. Однако с их увеличением резко снижается действительный высев семян за счет увеличения проскальзывания колес. Чем выше скорость, тем больше недосев, который зачастую составляет 10-30 % от заданной нормы. Поэтому на посеве решающее значение приобретает не столько величина скорости, сколько требование ее постоянства. Следовательно, на посеве категорически запрещается маневрирование скоростями. Посев производят на всем поле с такой скоростью, которую не нужно снижать при преодолении подъемов. Если по какой-либо причине рабочая скорость переменилась, то обязательно необходимо внести коррективы в регулировочные устройства для изменения нормы высева, чтобы она на Данной скорости соответствовала заданной. С увеличением скорости глубина заделки семян уменьшается особенно резко при использовании сеялок с дисковыми сошниками. Одновременно ухудшается равномерность глубины заделки семян как в рядке, так и между рядками, посеянными сошниками первого и второго рядов. Следовательно, каждое изменение рабочей скорости движения посевного агрегата требует внесения корректив в регулировочное устройство   для изменения глубины хода сошников. Если оно вызвано, например, переменой скорости посева, то изменяется и действительный высев. Причем, чем на большую глубину установлены сошники, тем меньше оказывается действительный высев семян.

На  кошении хлебов качество формирования валков с повышением скорости до 2,8 м/с ухудшается незначительно. Дальнейшее увеличение скорости резко снижает качество формирования валков. Следовательно, косить хлеба в валки на скорости более 2,8 м/с нецелесообразно.

На   обмолоте  валков и на прямом комбайнировании скорость движения зерноуборочного комбайна определяется его пропускной способностью, то есть чтобы потери зерна не превышали допустимой нормы для данного состояния поля и условий уборки. Вместе с тем максимально допустимая скорость зависит и от состояния поверхности поля. Чем большие неровности на ней, тем ниже рабочая скорость. Это приходится учитывать прежде всего на низкорослых, низкоурожайных и редких хлебах. При нормальном состоянии поверхности поля оптимальные рабочие скорости на обмолоте валков и прямом комбайнировании составляют 0,8-2,2 м/с.

Начало Оглавление Назад

 

РЕКЛАМА