Глава 3. Коллективизация. Индустриализация
1. Версальский договор
1
Невозможно понять развитие СССР после Гражданской войны, не проанализировав результаты конца 1-й мировой войны и не предугадав, как будут развиваться мировые события в дальнейшем.
Версальский мирный договор официально утвердил окончание 1-й мировой войны 1914-1918 годов. Он был подписан в Версальском дворце во Франции 28 июня 1919 года между странами-победительницами (Соединённые Штаты Америки, Британская империя, Франция, Италия, Япония и их союзники) и поверженной Германией.
Версальский мирный договор закрепил передел мира в пользу государств-победителей. По условиям этого договора Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию, передавала Бельгии округа Эйпен-Мальмеди и прусскую часть Морене, Польше - Познань, часть Померании и другие территории Западной Пруссии. Данциг и его округ был объявлен «вольным городом». Клайпедская область была передана под управление держав-победительниц, а в феврале 1923 года присоединена к Литве. Германия лишалась всех своих колоний. Не буду дальше перечислять все территориальные потери, которых лишилась Германия. Всего от Германии было отторгнуто территорий площадью 67 696 квадратных километров с населением 5,5 миллионов человек.
Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года, а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключённых ею с большевистским правительством.
Вооружённые силы Германии ограничивались 100-тысячной сухопутной армией. Обязательная военная служба отменялась. Основная часть военно-морского флота передавалась победителям. Наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Запрещалось иметь многие современные виды вооружений.
На Германию наложены репарации для возмещения убытков, понесенных правительствами и отдельными гражданами стран- победительниц в результате военных действий. Выплата репараций завершилась лишь 3 октября 2010 года.
В. И. Ленин оценил Версальский договор как договор хищников и разбойников, как неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей ставит в положение рабов.
Сталин утверждал, что рано или поздно германский народ должен был освободиться от Версальских цепей.
Практически Версальский договор – это не мир, а перемирие. На какой-то период времени. На какой? Кто его нарушит?
В том, кто его нарушит, ни у кого не было никаких сомнений. Наиболее обделенной и практически ограбленной была Германия, то есть страна с величайшими экономическими возможностями. Не могла Германия с ее развитой промышленностью долго вместо пушек и танков производить чугунные «сковородки»…
2
А что же Россия, точнее созданный Союз Советских Социалистических Республик? Экономически это, пожалуй, одна из наименее развитых стран Европы и наиболее разоренной 1-й мировой войной. Восстановление ее промышленности и дальнейшее ее развитие было крайне необходимой мерой. Кто должен был этим заняться?
Сразу же после Октябрьской революции решением всех возникших проблем занималось правительство, то есть Совнарком, возглавляемый Лениным. После смерти Ленина правительство возглавил малоизвестный в революционном движении Рыков. Казалось бы, что во главе правительства, то есть приемником Ленина, должен был бы стать наиболее авторитетный деятель партии большевиков, один из тех, кто внес ощутимый вклад в победу Октябрьской революции.
Так уж сложилось, что после смерти Ленина в руководстве страны не оказалось явного лидера, то есть человека непререкаемого, которым был Ленин, но… много претендентов. Началась борьба за власть, и Рыков оказался нейтральной фигурой, не мешавшей каждому претенденту накопить силы для победы. На власть претендовали, прежде всего, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин и… Сталин.
Сталин входил в состав правительства, занимая пост министра по национальностям. В виде партийного поручения Ленин в 1922 году «добавил» ему обязанности «секретарши» - секретаря партии, освободив от этой должности жену Свердлова. Но чтобы не показалась эта должность унижением для столь видного революционера, эту должность назвали «Генеральный секретарь». Выбор Ленина можно объяснить тем, что он хорошо знал литературные способности Сталина и был, видимо, уверен, что все партийные «бумажки» будут всегда в нужном порядке оформлены, бережно сохранены и исполнение их содержания будет своевременно проконтролировано. Но…
Не стану описывать эту борьбу между претендентами на власть и лишь отмечу, что власть от правительства, то есть от Совнаркома, перешла к партии, к ее Политбюро, которое возглавлял Сталин. И «секретарша», то есть Генеральный секретарь, стала во главе страны. И руководство деятельностью всем народнохозяйственным устоем страны от Правительства, то есть от Совнаркома, переместилось к партии, к ее Политбюро и Центральному Комитету. Надолго-надолго…
2. Скорочтение и фоточтение в жизни Сталина
1
Сталин стал во главе страны. Хватит ли у него на это способностей, и есть ли у него призвание для такой сложной и ответственной деятельности? Не получится ли у него так, как это произошло с Николаем II, о чем я писал в главе 1?
Большое значение во всей жизнедеятельности Сталина был не только его литературный дар, но и скорочтение и фоточтение.
Скорочтение. В чем его суть, и какую роль оно сыграло не только в период обучения Сталина в духовном училище и духовной семинарии, но и во всей его жизни?
При «обычном», то есть, не «скоростном» чтении, каждое слово мысленно проговаривается и по слуховому каналу передается в мозг. При этом взгляд читающего последовательно «пробегает» по каждому слову одной строчки до ее конца. Затем он, взгляд, возвращается в начало нижеследующей строчки, чтобы и ее таким же образом прочесть. При этом угол (поле) зрения определяется лишь длиной слов. А если слово длинное? Тогда взгляд это слово рассматривает по частям, или, увеличив угол зрения по горизонтали, воспринимает его как единое целое. А можно ли «пробегать» всю строчку так же, как и длинное слово? Можно. А можно ли одновременно «пробегать» несколько строчек или целый абзац? Можно, если увеличить угол зрения по горизонтали и вертикали. Это и называется «скорочтением». С рождения это могут делать лишь немногие, а многим этому можно научиться, используя определенные руководства или посетив специальные школы.
Скорочтением владели многие государственные деятели. Отметим среди них: Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин, Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер, президенты США Джон Кеннеди, Джордж Вашингтон, Теодор Рузвельт и Франклин Рузвельт. Возможно, что именно благодаря скорочтению они достигали серьезных успехов в своей государственной деятельности. Скорочтением владели и многие литераторы, философы и носители других специальностей, как Александр Пушкин, Мартин Иден, Максим Горький, Николай Чернышевский, Оноре де Бальзак, Жан-Жак Руссо, Томас Эдисон и другие.
Всегда ли нужно использовать скорочтение, если им кто-то владеет?
Стихи и художественную литературу читать скорочтением возможно, но абсолютно бессмысленно. Ведь при чтении беллетристики читатель просто наслаждается содержанием, внимательно следя за развитием событий, сопереживает, подключив свои чувства, эмоции, воображение, иногда даже представляя себя в положении, в котором герой или герои оказались в соответствующих условиях, и как бы он поступил бы на их месте. То есть, такое чтение – «для души».
При скорочтении воспринимается же, прежде всего, "смысл" прочитанного, содержание и понимание текста.
Если обычное чтение предназначено «для души», то зачем нужно скорочтение? А если в тексте имеются формулы, рисунки, чертежи? Как прочитать их с помощью скорочтения?
Насколько скорочтение «скорее» чтения «обычного»?
Большинство людей читают со скоростью 180-220 слов в минуту, то есть, одну страницу за полторы-две минуты. При этом степень усвоения текста обычно составляет около 60 %.
Я, однажды проверяя учебную деятельность одного из училищ механизации сельского хозяйства, установил, что учащиеся этого училища читали со скоростью не более 70 слов в минуту со степенью усвоения не выше 30 %. Это понятно. Ведь в такие училища поступали наименее грамотные школьники, многие из которых не имели даже восьмилетнего образования.
Лично я, будучи студентом института, читал книги по истории партии, философии и тому подобной литературе со скоростью 500-600 слов в минуту. Это лишь немного «скорее» большинства студентов нашего института. Хотя, в одной комнате со мной жил студент, который на лекции ходил крайне редко, и весь день, а то иногда и ночь, «глотал» книгу за книгой с невероятной скоростью чтения. А как же он учился? Только на пятерки! Тогда как же он сдавал экзамены? Пользовался моими конспектами. Я никогда не пропускал ни одной лекции, и содержание их конспектировал по особому методу. Прослушав одну мысль лектора, ее, эту мысль, я, мысленно перекодировав, то есть «переосмыслив», по-своему восприняв, записывал в конспект, одновременно в это же время слушал мысль лектора следующую. Таким образом, конспект у меня всегда был изложен кратко и доходчиво. Этот мой конспект в экзаменационную сессию давал этому студенту возможность ознакомиться с содержанием экзаменуемой дисциплины и получать пятерки. Но своим, хотя и маленьким, скорочтением я пользовался крайне редко. Для меня было важно не просто прочитать и запомнить на некоторое время содержание прочитанного, а осмыслить суть изложенного, проанализировать ее, эту суть, дважды, а то и трижды перекодировать, и найти место для ее применения в моей жизни. Я, практически, к сожалению, не читал «для души», был излишне практичен, и читал только «для дела». Грешен…
Но я владел другим «скорочтением». В экзаменационную сессию я читал дополнительную литературу по экзаменуемой дисциплине, а рано утром, в день экзамена, свой конспект лишь «пролистывал». Взяв экзаменационный билет и ознакомившись с экзаменационными вопросами, я «видел» страницы конспекта, где были ответы на вопросы экзаменационного билета. Поэтому всегда предлагал экзаменатору отвечать на вопросы билета без предварительной подготовки. Как долго я мог «видеть» страницы своих конспектов? При завершении обучения в институте на защите дипломного проекта я «видел» страницы конспекта по той дисциплине, по которой были заданы вопросы членами ГЭК.
А сколь долго содержание, прочитанное «скорочтением», остается в памяти читающего? В нашей группе был студент, который мог только что увиденную «долгенную» формулу тут же воспроизвести ее без малейшей ошибки, а через полчаса не мог вспомнить ни единой части этой формулы.
В мои студенческие годы среди студентов нашего института вообще не было самого понятия, как «скорочтение». О самом «скорочтении» я не знал даже тогда, когда начал работать преподавателем института. В то время я выписывал около тридцати наименований газет и журналов, а также покупал все книги, которые издавались по моей специальности и специальностям смежным. Читал ли я их все? Читал! Но читал своеобразно. Например, в купленной книге я сначала знакомился с фамилией автора и содержанием (оглавлением). Этим я намечал себе перечень вопросов, на которые ожидал получить ответы. Затем страницы этой книги просто «перелистывал», «мельком» глядя на их содержание. И мой взгляд обязательно останавливался на том абзаце, в котором находился нужный мне ответ на намеченный вопрос. На свободных полях книги простым карандашом против такого абзаца я делал вертикальную линию. И в моей памяти фиксировалось примерное место этого ответа на случай, когда эти сведения будут востребованными. И только тогда, когда появлялась необходимость, я находил необходимый абзац в книге, и читал его уже безо всякого скорочтения.
Этот метод, когда я «видел» каждую страницу конспекта или взглядом на страницы книги находил нужный мне абзац, в середине 60-х годов ХХ века Пауль Шелли в своей книге «Фоточтение» назвал «фоточтением», позволяющим "ментально фотографировать" напечатанное, включая рисунки, чертежи, формулы, фотографии. Вот и оказалось, что я, сам того не подозревая, немножко владел и фоточтением. Однако «своим» фоточтением я лишь запоминал нужное место, а его детальное содержание запомнить, а потом «увидеть» и воспроизвести слово-В-слово я не мог. И все же, вот таким вот «особым» методом «фоточтения» я имел возможность формировать свой довольно «солидный» научный и педагогический «багаж» знаний. И как долго я помнил эти отмеченные карандашом абзацы? Довольно долго. В скорочтении и фоточтении важно не просто «прочитать», но и хорошо запомнить «нужные» сведения на «нужное» время. Для этого требуется иметь хорошую память, а то и память феноменальную. Обо мне аспиранты говорили, что я обладал энциклопедическими знаниями, и приходили ко мне на консультацию за помощью в разрешении проблем, часто выходивших далеко за пределы моей научной и педагогической деятельности.
Скорочтением и фоточтением, в определенной мере, владеют разведчики (шпионы). При их подготовке в обязательном порядке включают и скорочтение и фоточтение.
Если же память «как себе» или совсем «слабовата», то учиться скорочтению или фоточтению ни по предназначенным для этой цели пособиям, ни в специальных школах почти бесполезно.
Фоточтение является самым скоростным способом чтения, позволяющим достигать «чтение» со скоростью до 25 000 слов в минуту. Сам Пауль Шелли «фоточитал» со скоростью 68000 слов в минуту. Если учесть, что при скорости чтения в 25000 слов в минуту страницы книги надо перелистывать со скоростью одна страница в секунду, то с какой же скоростью он перелистывал книгу вот при такой большой скорости фоточтения? При «фоточтении» достаточно «одного» взгляда на страницу, а при обычном «скорочтении» – необходимы «блуждания» глаз по странице.
2
А как использовал свой талант в скорочтении и фоточтении Сталин?
Если юный Сосо (Иосиф) видел интересные книги в букинистических магазинах, которых не было в библиотеке, а купить которые ему было не по средствам, то он их «читал», листая ее страницы, стоя у прилавка, используя свои способности в скорочтении и фоточтении.
В домашней библиотеке «взрослого» Сталина имелась практически вся российская литературная классика: и отдельные книги, и собрания сочинений. Особенно много было книг Пушкина и о Пушкине. В его библиотеке были все российские и советские энциклопедии, большое число словарей, особенно словарей русского языка и словарей иностранных слов, разного рода справочники. Отдельно стояла партийная и революционная литература.
Большую часть книг Сталин «просматривал», а многие читал очень внимательно. Читал книги он, как правило, с несколькими цветными карандашами в руках, подчеркивая многие фразы и абзацы, или делая пометки и надписи на полях. Исторические книги он читал особенно внимательно, часто перечитывал их по несколько раз.
Иосиф Виссарионович просматривал или читал по несколько книг в день. Он сам говорил некоторым из посетителей своего кабинета, показывая на свежую стопку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма - страниц 500» типографского текста
Сталин не просто занимался скорочтением ради самого скорочтения, а, прежде всего, для «дела».
В своем кабинете, то ли в Кремле, то ли на даче, Сталин принимал и соратников, и специалистов практически всех отраслей народного хозяйства, и ученых различных профилей. И, прежде, чем встретиться с посетителями, он с помощью скорочтения и фоточтения «штудировал» состояние соответствующей отрасли производства. Не случайно посетители часто удивлялись тому, насколько глубоко он знает состояние рассматриваемой проблемы, и как следует поступить в том или ином случае. Специалисты атомщики утверждали, что уровень знаний Сталина в их отрасли соответствовали требованиям доктора наук. Не сомневаюсь, что и в других отраслях науки и техники его знания не меньшие.
3
А как использовали свой талант в скорочтении и фоточтении другие известные деятели?
Владимир Ильич Ленин читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту, и после прочтения мог цитировать на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумляться. Читал он практически всё: от мировой литературы до серьёзных научных изданий, причём с одинаковым успехом как на русском, так и на иностранных языках. К тому же, у него степень усвоения прочитанного была стопроцентная, чего не может быть собственно при скорочтении. Мне думается, что Ленин обладал кроме скорочтения и фоточтением. В жизни Владимира Ильича скорочтение и фоточтение сыграли важнейшую роль потому, что он обладал феноменальной памятью. Эту способность Ленин получил при рождении. Максим Горький читал со скоростью, около 4 тыс. слов в минуту и, чтобы не тратить время и некоторое неудобство при «перелистывании» журнала, он его разрезал на отдельные листки, и каждый листок «просматривал» с обеих сторон, лишь скользя взглядом сверху вниз. Опять же выскажу свое мнение, что владел он и скорочтением и фоточтением, что давало ему возможность одновременно и цитировать содержание прочитанного, и анализировать.
Из президентов США отмечу лишь Джона Кеннеди. С его рабочего кабинета горничная ежедневно выбрасывала в мусор огромные стопки газет и журналов с негодованием, что выполняет ненужную работу, так как ее хозяин не мог же каждое утро вот сколько прочитать. Она не знала, что каждое утро Джон Кеннеди за полчаса «перечитывал» скорочтением и фоточтением порядка 200 газет и журналов. Всевозможные клерки с утренними «новостными» докладами Джона Кеннеди не беспокоили.
Адольф Гитлер имел свою систему чтения. Вначале он перелистывал книгу с конца, чтобы определить, стоило ли ее читать. Если предполагал, что стоило, то читал именно то, что ему было нужно. Он интенсивно прорабатывал публикации лишь тогда, когда они сообщали факты, которые, как он полагал, должны были принести в будущем определенную пользу. В его личной библиотеке не было ни классиков, ни одного произведения, характеризующегося человечностью и духовностью. В свободное время, с жадностью он поглощал научную и политическую литературу, в частности – огромное количество газет. Он пролистывал книги с конца, определяя, стоит ли тратить на них свое время. Из Майн Кампф становится очевидным, что Гитлер знакомился с биографией великих людей с тем, чтобы полученную информацию использовать в своих целях, включая и цели пропагандистские.
Наполеон Бонапарт считал чтение книг жизненной необходимостью. Читал он со скоростью 2 тысячи слов в минуту. В числе его привычек было прочтение книги внушительных размеров рано утром. Отличался он от многих «скорочтенцев» тем, что очень часто конспектировал прочитанное.
Александр Сергеевич Пушкин. читал очень быстро и имел феноменальную память. Биографии он мог наизусть воспроизвести практически дословно со всеми значимыми датами. Он блестяще ориентировался в истории. Помнил всю информацию, которая когда-либо касалась и возникала в жизни: даты, цифры, географические данные, имена, фамилии, родословные и др. Читал он с упоением, порой целыми сутками.
Классику французской литературы Оноре де Бальзаку требовалось не больше получаса на то, чтобы одолеть роман, объемом в 200 страниц. О своем способе скорочтения сам он говорил: «Феноменальной способности достигло у меня впитывание мысли в процессе чтения. Взгляд в одно мгновение улавливал сразу 7-8 строчек текста, и с той же скоростью разум постигал их смысл. Не редко смысл всей фразы позволяло уловить одно единственное слово»
Томас Эдисон, гениальный изобретатель, мог бы затеряться в безызвестности, если бы не способность обрабатывать огромное количество информации, включая тысячи диссертаций, научных статей и книг. Эдисон буквально «обкладывался» стопками бумаг, книг и с помощью скорочтения и фоточтения штудировал их. Затем давал своему мозгу обработать полученную информацию, и – делал очередное научное открытие.
3. Интуиция и озарение в жизни Сталина
Рациональное мышление с помощью сознания позволяет проникнуть в суть предметов или явлений, выявить и рассмотреть различные варианты решения возникшей проблемы, и принять определенный вариант. А вот интуиция позволяет проникнуть в суть предметов или явлений не путем рассуждений или логических умозаключений, как с использованием сознания, а просто так - внезапно, мгновенно. Интуицию часто называют шестым чувством. Интуитивное решение рассматриваемой проблемы приходит как бы из «ниоткуда», о чем человек даже и не подозревал.
Надо иметь в виду, что, чаще всего, интуитивное решение является наиболее правильным. А как часто мы не доверяем интуиции, и, призывая на помощь сознание, начинаем рассматривать массу вариантов решения возникшей проблемы, следуя пословице «Семь раз отмерь – раз отрежь». Эта пословица справедлива в случаях, когда интуитивного решения не возникло. Ведь не случайно говорят, что интеллект без интуиции - наш враг.
Приведу пример из моей жизни. Будучи еще студентом, я проходил мимо стоявших рядом трех девчонок. Глянув на одну из них, голову «пронзило»: «Это же стоит моя будущая жена». Через полгода я с нею встретился, и …мы совместно прожили более 60-ти лет, пока она и не ушла в мир иной.
Сталину интуитивное решение возникающих перед ним проблем сопутствовало всю его жизнь. У меня, по крайней мере, такое впечатление устойчиво сложилось, изучая его жизненный путь. Ему всегда приходилось «разруливать» возникающие проблемы, особенно в случае выявления кто перед ним стоит – друг или враг?
Но кроме интуиции важную роль играет озарение. Оно проявляется в человеке достаточно редко и неожиданно, то есть когда удается проникнуть в суть некоторых проблем внезапно, мгновенно, совершенно об этом не думая, и даже не подозревая, что такое решение возможно в действительности. Однако возникшее озарение может так же внезапно исчезнуть, как и пришло, а может закрепиться навечно даже в том случае, когда хотелось бы его как можно скорее позабыть. Информация озарения иногда бывает такой, о которой человек даже и не подозревал.
Мое одно из очень важных для моей диссертационной работы озарений пришло ко мне в процессе движения экспериментальной установки. Но я его сразу не записал и оно, это озарение, ушло навеки так же мгновенно, как и пришло. А вот Пушкин ночью расслаблялся, к нему очень часто во сне приходило стихотворное озарение. Он ночью сразу же вставал и записывал стихи, а днем дорабатывал их. Да и Менделееву ночью пришло озарение в виде таблицы элементов, но первую строчку таблицы он не запомнил, и так и сейчас эта таблица используется в науке без первой строчки, восстановить которую Менделеев так и не смог, такое озарение ему вновь уже не явилось.
Вместе с тем озарений в моей жизни было немало. Вот один из таких ярких примеров. Сижу за компьютером. Вдруг на полуслове прервал работу и срочно побежал (не пошел!) в кухню и увидел на газовой плите горелку, потушенную водой, сбежавшей от кипящей кастрюли. Из погасшей горелки газ аж свистит. Кухня вся наполнена газом. Вторая горелка спокойно горит. Еще мгновение – и взорвавшийся в кухне газ оставил бы меня без жилья, а может быть и без жизни.
Мне думается (не утверждаю достоверно), анализируя жизненные ситуации, возникавшие перед Сталиным, что в его жизни озарения играли немаловажную роль.
4. Коллективизация. Индустриализация
1
Сталин, став во власти, не мог не задуматься не только над тем, как восстановить разрушенную Гражданской войной экономику, как ее, Россию, голодную и обездоленную, накормить и одеть, но и…
Сталин понимал, что несправедливость Версальского мирного договора вынудит элиту Германии нарушить его, этот варварский договор, начать «обрезанную» Версалем страну воссоединять. Так что новая война «не за горами» - так понимал Сталин международную обстановку. Значит СССР надо готовить к отражению неминуемого нападения. Но как?
В наследство от царской России Советский союз получил разоренную Гражданской войной и слабо развитую промышленность. Следовательно, в первую очередь надо организовать добычу руды и угля, выплавлять чугун и сталь, строить заводы, заводы, которые смогли бы производить, прежде всего, военную продукцию, быть может, даже в ущерб продукции гражданской. Значит, ставку надо делать на развитие тяжелой промышленности и ее сердцевину – машиностроение. Было над чем призадуматься Сталину…
Чтобы поднять тяжелую индустрию на должный уровень требуется решить две важнейшие проблемы.
Проблема первая – где взять средства, то есть деньги? Казна ведь пуста. Богатства России, прежде всего золото и драгоценности, увезли с собой богатые эмигранты. Где можно было бы купить нужные для заводов станки и другое оборудование? Главным поставщиком всего того, что требуется не только для восстановления разрушенных войной заводов, но и постройки заводов новых, могла бы стать Германия. Ей-то Версальским мирным договором запрещено производить военную продукцию, и ее промышленный комплекс вынужденно должен был «перевооружиться» на производство продукции гражданской. Но кому она, эта гражданская продукция, нужна? Странам-победительницам? Но они в состоянии все необходимое производить сами! С избытком! Так что «союз» СССР и Германии напрашивался сам собой.
Да, Германия была не только вынуждена, но и заинтересована торговать с Советским Союзом. Что она за свои станки хотела бы получить взамен? Пшеницу. Прежде всего. Россия всегда за все, привезенное из Западных стран, расплачивалась зерном. А вновь созданный СССР чем бы мог расплачиваться? К сожалению, тоже только зерном. Но где его взять? НЭП перевел село на натуральное потребление – вырастил - съел. В царской России основным поставщиком зерна государству были крупные землевладельцы - помещики. В СССР, при «развитом» НЭПе, излишки хлеба были только у крупных кулаков. Но, во-первых, этого зерна было мало. И, во-вторых, за кулацкое зерно нечем государству было расплачиваться, так как ни плуга, ни косы, ни всего того, за что бы кулак сдал государству зерно, в стране не производилось.
Проблема вторая. Для обслуживания развитой промышленности требуется большое количество промышленных рабочих. А их даже в царской России было не больше 8% рабочего населения, а в НЭПовский период - еще меньше. Где их, промышленных рабочих, взять? Почти весь трудовой народ страны был занят на ручных сельскохозяйственных работах – стоял за плугом, сеял, косил, молотил… А как на Западе? Там пахали тракторами, выращенное косили комбайнами, что вынудило сельчан переселиться в города, став рабочими.
Таким образом, решение обеих проблем возможно лишь с переводом сельского хозяйства страны на механизированные рельсы, то есть предоставить возможность крестьянам приобрести тракторы и комбайны, как на Западе. Но это могут сделать лишь крупные кулаки. Следовательно, основной крестьянский люд так и останется в селе. Но в этой проблеме есть еще одна сторона. На крестьянских «лоскутиках» земли невозможно применить ни тракторы, ни комбайны, ни другую габаритную сельскохозяйственную технику. Да и кулацкие земли состояли, преимущественно, из тех же крестьянских «лоскутиков», которые кулаки забирали у крестьян за долги.
Вот круг и «замкнулся»… Ни денег, ни рабочих, ни условий для применения тракторов и комбайнов. Как разрубить этот «замкнутый круг»?
2
Чтобы использовать тракторы и комбайны, необходимо «лоскутные» поля единоличников объединить в крупные поля, которые становились бы уже не единоличными, а коллективными, а сообщество единоличников образовывало бы коллективное хозяйство - колхоз. В нем бы объединялись земля, скот и сельскохозяйственный инвентарь. Собственно, решение о коллективизации было принято на XV съезде партии в 1927 году.
Для обработки крупных коллективных полей государство поставило в село тракторы, комбайны и остальную необходимую сельскохозяйственную технику, сосредоточив ее в специализированных машинно-тракторых станциях - МТС, которые стали выполнять все сельскохозяйственные работы и быстрей, и качественней, и… лишили многих-многих крестьян работы. И крестьянин стал потенциальным промышленным рабочим. МТС за выполненные работы получали зерно, которое государству стало «валютой» для расчетов с зарубежными странами за приобретенную продукцию. Для поддержки колхозов государство выделило беспроцентные кредиты, предоставило налоговые льготы.
Вместе с тем, потенциальных рабочих, то есть бывших крестьян, требовалось превратить в рабочих индустриальных. Для этого был дан клич «Кадры решают все!». Проблема была в том, что не хватало учителей, и, чтобы привлечь к этой важнейшей работе нужные преподавательские кадры, для них созданы привлекательные социальные услуги, включая и повышенную заработную оплату.
Вот круг и «разомкнулся». Благодаря коллективизации страна получила и финансы и промышленных рабочих.
1 августа 1928 г. постановлением ЦИК партии и правительства (СНК) на свободных земельных фондах были организованы крупные зерновые хозяйства – зерносовхозы, которые все выращенное зерно передавали государству.
Таким образом, благодаря созданию колхозов и зерносовхозов в СССР создались благоприятные финансовые условия для взаимовыгодных экономических связей с зарубежными странами. Однако и этих средств оказалось недостаточно для успешной реализации плана превращения страны Советов в передовую индустриальную державу, способную отразить любую агрессию. Пришлось частично реализовать некоторые музейные и церковные ценности и даже часть зерна в голодный 1933 год.
Преимущественное развитие тяжелой индустрии страны назвали «индустриализацией», и для ее реализации разработали план, который был назван «1-я пятилетка». За ней последовали пятилетки 2-я, 3-я…
А теперь задумаемся над тем, стоило ли спешить с индустриализацией, принимая зачастую ради нее, этой индустриализации, очень непопулярные, а иногда, даже на первый взгляд, необдуманные решения? Почему Сталин с эдакой маниакальной настойчивостью и с непонятным упорством все силы страны направлял на скорейшую индустриализацию? Даже сейчас, в ХХ1 веке, в вину Сталину ставят эту сверхускоренную индустриализацию. Но Сталин был прав! Выскажу свое мнение, что коллективизацию, даже насильственную, Сталин должен был провести эдак годика на два-три раньше. Но обоснование этого моего предположения я отложу на более поздние разделы своего повествования.
3
Коллективизация и индустриализация проходили в сложной обстановке.
В НЭПовский период Сталину удалось «примирить» часть ленинской «гвардии», именуемой правой антипартийной оппозицией, возглавляемую Троцким, Зиновьевым и Каменевым. В последующие годы партией было отвергнуто предложение председателя правительства Рыкова и его сподручных Бухарина и Томского оставить НЭП неприкосновенным, и была взята линия на сплошную коллективизацию и индустриализацию страны. Были построены ДнепроГЭС, Угольно-металлургический Кузбасс, Сталинградский, Челяябинский и Харьковский тракторные заводы, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы, Магнитка, Уралмаш, Горьковский и Московский автомобильные заводы и еще целый ряд других важных промышленных объектов, заложивших основу, фундамент индустриализации страны.
5. Раскулачивание
1
Против коллективизации активно выступила образовавшаяся за годы НЭПа зажиточная прослойка крестьян - кулаки, нажившая богатство грабительской эксплуатацией остального крестьянства за счет использования наемного труда. а также подкулачники, то есть середняки, бедняки, и даже батраки, которые по разным причинам от них, кулаков, зависели. Не поддержала коллективизацию и значительная прослойка духовенства. Противодействие коллективизации выражалось не только в агитации против вступление в колхоз и подстрекательстве к массовому истреблению своего скота, не желая отдавать его в колхозы. но и в антисоветских выступлениях.
В рамках проведения сплошной коллективизации это препятствие должно было быть «устранено».
30 января 1930 года Политбюро ЦК партии приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». а 1-го февраля издано постановление, отменяющее право на аренду земли и применение наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах, которые должны быть только чисто семейные, без привлечения постороннего труда.
Кулаков разделили на три категории.
1-я категория – это контрреволюционно настроенные кулаки, активно противодействующие коллективизации, организующие террористические акты, создающие контрреволюционные повстанческие организации и бандитские группы, перешедшие на нелегальное положение. Их судили и заключали в концлагеря, а их семьи выселялись в отдаленные районы страны (Северный край, Урал, Западную и Восточную Сибирь, Якутию, Дальневосточный край) на спецпоселение, в условиях жизни уравняв их с местным населением.
2-я категория - это наиболее богатые местные кулацкие авторитеты, являющиеся оплотом антисоветского актива. Их не арестовывали, а вместе с семьями высылали в отдаленные районы страны на спецпоселение, как и семьи кулаков 1-й категории.
3-я категория - это «мирные» кулаки. Их вместе с семьями переселяли внутри области, края или даже своего же района, то есть не направлялись на спецпоселение.
Все кулаки и подкулачники выселялись с конфискацией имущества в пользу колхозов.
В 1933 году было, в основном, завершено раскулачивание, а в 1934 году раскулаченные были восстановлены в гражданских правах.
6. Голодовка 1933 года
Да, эта голодовка унесла из жизни миллионы и крестьян, и рабочих, и интеллигенции. Да и я ее, эту голодовку, не могу забыть, так как выжил лишь благодаря «лебедяникам» - эдаким «котлеткам», изготовленных мамой из известного сорняка - лебеды. Так что запах и вкус хлеба я впервые познал лишь в июне, когда после окончания отцом Харьковского коммунистического университета имени Артема он был назначен начальником Васильковского районного управления сельского хозяйства Днепропетровской области. До этого я видел на лежавшем рядом с нашим домом центральном «шляху» к железнодорожной станции не один труп бедняг, пытавшихся найти путь к спасению от смерти в поездке куда-то…
Причиной голодовки 1933 года сейчас обычно считают коллективизацию и политику Сталина на искусственный голодомор. А на самом деле? Причин несколько.
Причина первая. Гибель значительной части озимых посевов из-за засушливой осени и суровой зимы 1931-32 годов.
Причина вторая и главная. Засуха 1932 года во всех южных зернопроизводящих регионах страны, обусловившая очень низкий урожай зерна, не превышающий пяти центнеров с гектара, да и из этого урожая два центнера необходимо было сберечь для будущего посева. Сравним. Во втором десятилетии ХХ1 века урожай зерна с гектара был на порядок выше, что позволило России даже экспортировать значительную долю урожая.
Причина третья. Не все поля в 1931 году удалось засеять из-за недостатка тягловых животных – лошадей, волов, да и коров (и на них приходилось пахать), вырезанных по науськиванию кулаков, чтобы они не достались колхозам. Это стало одной из причин резкого снижения общего сбора зерна.
Причина четвертая. Не хватало семян даже для засева подготовленной к посеву земли.
Причина пятая. Массовый убой коров, чтобы они не достались колхозу, и тем самым многие крестьянские семьи остались без молока и молочных продуктов, без которых в селе прожить невозможно.
Причина шестая. Кулаки саботировали. Они значительную часть выращенного урожая скрывали от государства, спрятав его даже в вырытые в земле ямы.
Причина седьмая Не будем скрывать, что даже в таких тяжелых условиях часть зерна вывозилась за границу на нужды индустриализации.
|