М.С. Жатва хлебов в разгаре. О том, как она протекает, я беседую с доцентом Ставропольского агроуниверситета Николаем Бугайченко, только что вернувшимся с Буденовского района. Николай Владимирович, какие проблемы сейчас возникают на уборке хлебов?
Н.В. Аграрная партия предприняла ряд мер, направленных на ускорение уборочных работ и предотвращение потерь зерна. К этой страде в районной газете по инициативе этой партии были приурочены публикации десяти моих статей с соответствующими рекомендациями. Руководство хозяйств снабдило ними всех комбайнеров и специалистов. Но, увы…
М.С. Что случилось?
Н.В. Эти рекомендации оказались не только не использованными, но и не читанными.
М.С. Почему?
Н.В. Обычно они поясняют, что и так все знают. Мол-де - не впервой.
М.С. Так, может быть, они действительно отлично работают?
Н.В. В том то и беда, что работают не только что не отлично, а неудовлетворительно.
М.С. И в чем это выражается?
Н.В. Из-за неправильной регулировки скорость движения комбайнов почти в два раза ниже, чем могла бы быть, если бы были использованы мои рекомендации. Это грозит затягиванием сроков уборки и резким повышением потерь зерна, завышенному расходу топлива, повышенным износам рабочих органов комбайнов и преждевременным их, говоря образно, старением.
М.С. Почему же так происходит?
Н.В. Главная беда – это слишком жесткий режим работы молотильного аппарата комбайна. Спрашиваю у комбайнера, как часто регулируешь деку, а он смотрит на меня невинными глазами, не понимая даже, что я от него хочу услышать. Мол-де, при ремонте установил, как это рекомендуется в заводской инструкции. А что еще надо?
М.С. А действительно, что еще надо?
Н.В. Да регулировать деку в течение дня надо не менее десяти раз! Именно эта мера позволяет резко увеличить скорость движения комбайна, и предотвратить потери зерна.
М.С. Так почему же так не делают?
Н.В. Так испокон веков повелось. Даже те комбайнеры, которые хорошо об этом знают – на практике не выполняют.
М.С. Почему?
Н.В. Чтобы правильно и своевременно регулировать молотильный аппарат, надо часто, не менее двух десятков раз в день, останавливать комбайн для проверки качества обмолота. А что значат эти простои в разгар уборочной страды? Надо ведь косить, косить…
М.С. Так какой же выход?
Н.В. Необходимо отказаться от прежних представлений, что комбайнер сам должен регулировать свой комбайн.
М.С. А кто же должен это делать?
Н.В. Высококвалифицированный специалист-регулировщик. В буденовской «Руси» мне очень понравился один комбайнер. Об этом я сказал руководителю хозяйства Виктору Пономаренко и пообещал, что из этого комбайнера к следующей уборочной страде я подготовлю такого регулировщика. Я перечислил, что для этого надо и Виктор Федорович ответил: «Нет проблем. Будет сделано».
М.С. И все так просто?
Н.В. Не совсем так просто. Один регулировщик может обслужить полтора-два десятка комбайнов, если кто-то предварительно будет определять качество работы, выявляя потери зерна по соответствующим каналам.
М.С. А это кто должен делать?
Н.В. В своих исследованиях я испробовал пенсионеров, студентов сельхозинститута, школьников девяти- и шестиклассников. Оказалось, что лучшими подсказчиками были шестиклассники. С Виктором Пономаренко мы планировали в этом году привлечь на уборку школьников. Но с директором школы он не смог договориться?
М.С. Почему?
Н.В. На уборке, мол-де, и жарко и опасно?
М.С. Но это действительно так?
Н.В. Да, жарко. Но и на пляже у пруда не прохладнее. К тому же, школьники на уборке нужны, в основном, лишь утром и вечером.
М.С. Но ведь у работающих комбайнов школьникам действительно опасно находиться.
Н.В. Не совсем так. В 14 лет школьник получает паспорт и уже считается взрослым человеком. Но не это главное. Школьник-подсказчик считает зернышки на поле вдали от комбайна. Так что никакой опасности такой труд ему не представляет. Один школьник может обслужить четыре комбайна. Так что потребуется их немало.
М.С. Их труд тоже ведь надо оплатить.
Н.В. Естественно. Но есть более рациональный путь – привлечь к участию в уборке хлебов ученические производственные бригады.
М.С. Но ведь школьники ученических бригад должны знать, что делать и как делать?
Н.В. Для этого я разработаю специально для ученических производственных бригад соответствующие рекомендации. Более того, постараюсь написать их так, чтобы работа школьников на уборке хлебов носила не только практический, но и познавательный характер.
М.С. Эта идея вызывает определенный интерес.
Н.В. Здесь интересен вот какой факт. Когда я проводил соответствующие исследования, то предпочитал использовать в качестве подсказчиков тех школьников, которых институт не прельщал. Именно такие школьники в последующем становились квалифицированными комбайнерами. Таким образом, ученические производственные бригады станут кузницей механизаторских кадров для села.
|