Начало Статьи Об Авторе Написать

ЕГЭ – шаг к развалу села

Pic

Сама по себе идея внедрения ЕГЭ в России, на первый взгляд, по крайней мере, как ее преподнесли нам, понятна: будет устранена коррупция при поступлении выпускников средних школ в вузы – это раз, и школьники из глубинки получат возможность поступить в престижные вузы страны – это два.

Но беда оказалась в том, что методически эта система сама по себе в России с ее территориальными просторами и разнообразием социальных сословий сейчас вообще неприемлема. В СМИ сразу же появились отклики с обоснованием ее непригодности. Об этом писали и ученые, и писатели, и практикующие учителя…. Лично я еще в советское время провел глубокие исследования подобной методической системы, которую назвал «угадайкой». Результат? Для проверки знаний в любом ее виде она совершенно не пригодна, а для воспитания – порочная. Ведь главное в обучении не запомнить-зазубрить что-то, а научить школьника думать, творчески размышлять, соображать, рассуждать, сравнивать, анализировать, и на этой базе делать соответствующие выводы теоретические или практические. Наиболее важным в жизни, при решении любой проблемы, является ответ на три взаимно-связанные последовательно решаемые вопросы: ЧТО? ПОЧЕМУ? ЧТО НАДО СЛЕЛАТЬ? Такова должна быть и суть ответа на любой экзаменационный вопрос. А это возможно лишь при личном контакте экзаменатора с экзаменуемым.

На основании почти полувекового опыта моей работы в сельхозвузе подтверждаю, что сейчас ЕГЭ полностью развалило прежнюю отличную советскую систему образования, что, неминуемо, отрицательно отразится, прежде всего, на будущей экономической и социальной ситуации в стране.

Что же касается коррупции, то в реальности все произошло наоборот ожиданиям. Этот спрут теперь взбудоражил и окутал всю страну, и дал толчок к непредсказуемому совершенствованию системы зарабатывания высоких баллов по ЕГЭ. Балл по ЕГЭ стал главным ориентиром в образовании как школьников, так и учителей. В народе говорят, что на каждый яд всегда найдется противоядие. И сейчас никаким усовершенствованием самой системы ЕГЭ ее, коррупцию, уже невозможно не то что ликвидировать, но даже приостановить. Образовавшийся порочный круг замкнулся, но, одновременно, появился новый. Богатые папа-мама, протолкнув свою бездарь в престижный вуз, и в дальнейшем помогут и успешно получить высшее образование, и устроиться на престижную работу. А потом… ракеты будут взрываться, а самолеты будут падать еще чаще, чем сейчас.

Что же касается открывшейся для школьников возможности «достучаться» до престижных вузов России, то в этом вопросе не все так просто…

Престижный вуз - что это такое? Как школьник его отыщет? Внутрироссийских открытых рейтингов вузов сейчас не существует. Что же касается саморекламных характеристик вузов, то это…. Поэтому у каждого школьника сложилось стойкое убеждение, что престижные вузы – это вузы московские и питерские. Так что - даешь Москву и Питер!

Талантливые школьники из глубинки и ранее с успехом преодолевали шлагбаумы приемных комиссий столичных вузов. Не лишним будет напомнить и судьбу Ломоносова.

Я знаком с постановкой обучения во многих сельхозвузах страны, и у меня сложилось стойкое убеждение, что большинство из них, и столичных, и в глубинке, по качеству подготовки кадров для села различаются незначительно, а некоторые вузы из глубинки даже выделяются. Например, Ставропольский государственный аграрный университет входит в тройку лучших сельхозвузов не только России, но и СНГ. Более того, в 2013 году он стал победителем Европейского конкурса «Награда в области совершенства» (EFQM «Excellence Award») среди тридцати тысяч лучших европейских организаций различных профилей: машиностроение, домостроение, муниципалитеты, курортное обслуживание, вузы и другие организации.

В советское время в каждой школе был такой предмет, как труд, а в сельских школах дополнительно еще и ученические производственные бригады. Это давало возможность школьнику за счет профориентации заранее выявить свои наклонности и способности, то есть прочувствовать свое призвание, а, следовательно, и осознанно выбрать будущую профессию, а, значит, и вуз. А что сейчас? Посылают выпускники школ документы в разные вузы страны, авось где-нибудь повезет...

Но все это, как говорят, лишь одна сторона медали. А другая сторона?

Представим, что в результате успешного внедрения ЕГЭ вся сельская школьная элита России соберется в Москве. А что потом? Разъедется она, эта элита, с красными дипломами по родимым весям? Наивное предположение. Многие из них уедут за бугор, и будут развивать экономику и науку других стран. Для этих же целей предварительно ввели степени бакалавров и магистров, так как советские дипломы за рубежом не котируются. При этом каждый беглец и не задумывается, что его родная мать – Россия, то есть мы с вами, понесли солидные затраты на его образование. Хотел добавить, как обычно, «и воспитание». Но в России сейчас школьного воспитания - мизер, потому-то и беглецов из их Родины столь много! А для остальных, кто не сбежит, найдутся должности престижных столоначальников и в Москве. Для этого-то, прежде всего, ее, Москву родимую, и расширяют.

Как это похоже на вот какую быль. Мать, не досыпая и недоедая, вскормила и выучила сына. А тот уехал, бросил ее, немощную, на произвол судьбы, ради соблазнительных посул заморских воротил. А что? Он имеет право! Так ведь об этом постоянно трубят-трубят…. А вот об обязанностях любого гражданина, в том числе и этого сына, что-то не слышно. Вот если бы права и обязанности любого гражданина уравнять по их сути и во всех сферах деятельности, и именно об этом трубить-трубить, то многое и в мире, и в нашей стране изменилось бы в лучшую сторону. А то ведь в США потребность в математиках на треть удовлетворена за счет российских питомцев. Между прочим, футболистов, хоккеистов принято покупать. А ученых, увы…

Преодолеть проходной балл (имеется в виду средний бал по ЕГЭ для зачисления в вуз) – мечта любого школьника. Каков он?

В столичных вузах он, проходной бал, в два раза выше, чем в вузах периферийных. А это значит, говоря открытым текстом, что столицы грабят периферию. Что же, в глубинке квалифицированные специалисты не нужны? Это особенно касается вузов сельскохозяйственных. Даже в престижном Ставропольском агроуниверситете, о котором я упоминал выше, на престижную инженерную специальность проходной балл не дотягивает до пятидесяти. Так это же всего лишь тройка. В дальневосточных же сельхозвузах проходной балл вообще едва переваливает за 40. Так это уже двойка. Получается, что выращивать продукты питания будут двоечники и троечники? Что и какого качества они вырастят? Если сейчас столицы кушают почти все импортное, то вскоре на импорт сядет вся Россия? А что потом?

Но и это еще не все. Больше всего проблемными были и сейчас остаются регионы дальневосточные. А сейчас эта ситуация усугубляется страхом после амурского потопа. На повышение комфорта чиновникам в Москве и Питере средства нашлись, а для предотвращения наступающей безлюдности богатейшего Востока России, увы…. Отдадим дальневосточные земли на откуп китайцам?

И еще. В советское время было как? Для подготовки рабочих профессий были предусмотрены сельские ПТУ. Специалистов средней квалификации, обслуживающих подразделения колхозов и совхозов (ферм, бригад, отделений), подготавливали в сельхозтехникумах. А вот кадры для управления самими сельхозпроизводящими хозяйствами готовились в сельхозвузах. Я сам, по возвращению с фронта, закончил факультет механизации сельского хозяйства и стал сельским инженером-механиком. Так как я фронтовой шофер и автомеханик, а учась в институте, на каждых каникулах и практиках работал на тракторе и комбайне, то сразу же был назначен главным инженером сначала небольшого, а вскоре и самого крупного совхоза овцетреста. Благодаря фронтовым и институтским познаниям мне вскоре быстро удалось освоиться на новом для меня поприще, и расшить в обоих совхозах существовавшие ранее узкие места. И в то же время некоторые трудности возникали из-за имевшихся белых пятен в институтских программах. Сейчас же, с переходом на бакалавриат, вся система подготовки кадров для села полностью рухнула. Приведу лишь один пример. Главным звеном в производстве сельхозпродукции являются сельскохозяйственные машины. Ими пашут, сеют, убирают выращенное…. Однако, на их изучение сейчас отведено учебного времени в шесть раз меньше, чем в мои студенческие годы. В то же время сейчас разнообразие их моделей увеличилось на порядок, а эксплуатационная наладка их в работу значительно усложнились. Да и вообще в учебных планах подготовки специалистов всех сельхозпрофилей на изучение сельскохозяйственных машин, то есть того, с чем каждый работник села имеет контакт и днем и ночью, отведено лишь несколько процентов. Кого же мы готовим и что от так подготовленных специалистов ждать в будущем?

Сейчас в России треть пахотной земли оказалась «ничейной» и превратилась в рассадники сорняков. Многие деревни вымирают или уже вымерли. На селе вскоре некому будет работать. Не за горами то время, когда в России закончатся блага недр планеты Земля, в том числе нефть и газ. А что потом? Переселимся всем народом в более благодатные страны, или улетим на другую более богатую планету?

В заключение отмечу, что сейчас необходимо радикально изменить политику развития села, чтобы наш народ питался продуктами, выращенными на своей родной, а не на заморской земле.

Начало Оглавление Назад

 

РЕКЛАМА