9 мая 2005 года Россия отпраздновала праздник Великой Победы. Вот только как-то уж сложилось, что мы и не вспоминаем, что это хотя и главный, но все же промежуточный финиш Великой Отечественной Войны. День нашей полной победы – 3 сентября, когда была разгромлена милитаристская Япония, которая даже раньше Гитлера на озере Хасан сделала неудачную попытку испытать нас на прочность, а после падения Сталинграда планировала на Урале пожать руку бесноватому фюреру. Не получилось!
Взгрустнул, что 3 сентября стал днем почти будничным, и невольно память вернула меня к 9 мая, когда мы, участники Великой Отечественной Войны, в стенах родного Ставропольского государственного аграрного университета торжественно праздновали 60-летие Великой Победы. После митинга, возложения цветов к памятнику погибшим на фронте работникам нашего вуза и фотографирования, все мы, без учета воинских и гражданских регалий, сели за общий стол, чтобы выпить свои фронтовые сто граммов.
Ректор университета Владимир Иванович Трухачев ежегодно в День Победы рассказывал нам о достижениях коллектива университета за прошедший год. Эти встречи мы называем ветеранским «Огоньком». Так было и в этом году, но с учетом того, что этот «Огонек» был не совсем обычный, так как посвящен 60-летию Великой Победы.
Владимир Иванович представил нам официантов, которые обслуживали нас. Это были… всё высшее руководство университета от проректоров до заместителей деканов. Они создали нам необыкновенный уют. Развлекало нас лучшее трио художественной самодеятельности университета. Выступление началось с песни «Ты же выжил солдат» в исполнении Нади Горбачевой, студентки 1-го курса экономического факультета.
Первые две строчки песни «Пролетели года, отгремели бои, отболели тяжелые раны твои» Надя посвятила нам, с любовью глядя на всех нас. Это обращение певицы было трогательным, но, как мне показалось, обыденным.
Тревожная нотка в голосе Нади появилась в припеве: «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал, хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял…». Она обращалась непосредственно к нам, и первая слезинка появилась в ее глазах.
Последняя строчка второго куплета «Что ж ты плачешь, солдат, у святого огня» не могла оставить равнодушным никого. Слезы появились и у нас, а не только в глазах Нади.
Третий куплет Надя спела полуплача. Мы слушали ее пение с замиранием души и со слезами на глазах. Как можно остаться равнодушным от слов песни «Так о чем же ты думаешь, старый солдат, или сердце болит, или раны болят», тем более что эти слова Надя адресовала нам, поочередно глядя на каждого из нас.
Конец песни стал самым захватывающим. Надя приблизилась к нам и будто спрашивала именно каждого из нас: «Отчего же ты замер, на сердце ладонь, и в глазах, как в ручьях отразился огонь»? В этот момент она уже не смогла сдержать слез и в смятении убежала за перегородку.
Все мы, как завороженные, продолжали сидеть молча со слезами на глазах. Может потому, что видимо я первый «пришел» в себя, а может еще и потому, что сидел почти на крае стола, быстрым шагом направился за перегородку и увидел плачущую Надю. Вот тут то наши слезы и объединились… Слезы Нади – это не обычные артистические слезы, с которыми многие из нас встречались на подмостках сцены, а настоящие слезы душевного человека, переживающего вместе с нами отзвуки отгремевшей войны.
После праздника я встретился с Надей. На мой вопрос, когда она начала петь, ответила: «Не знаю. Сколько помню себя, столько и пою». Нина Ивановна, ее мама, уточняет: «Говорить Надя начала очень рано, а петь – еще раньше». В этой семье очень хорошо поют все, от дедушек и бабушек до внуков и внучек, поют для удовольствия себе, друзьям и знакомым. На профессиональную сцену никто не претендовал.
На профессиональную сцену не претендовала и Надя, посчитав специальность экономиста важнее певицы, хотя с ее артистическими способностями могла бы украсить профессиональную сцену.
Обычно журналисты задают традиционный вопрос о планах на будущее. Этого вопроса я ей не задал. Да и что она могла ответить? Если бы она выросла в семье артистов, то вряд ли оказалась в нашем вузе. Но росла она в обычной сельской семье и, естественно, выбрала сельскую профессию.
Как сложится дальнейшая судьба Нади? Мы помним, что прославленная польская певица Анна Герман окончила вуз, стала геологом, но тайгу и камушки поменяла на подмостки сцены и микрофон. Но упрекнуть ее не в чем. Несправедливым было бы похоронить такой талант. Александр Розенбаум, врач скорой помощи, долго сопротивлялся и все же в нем артист победил врача. Помню я одну студентку культпросветтекникума, очень талантливую певицу, которой юный муж запретил петь. Видимо она уж так влюбилась, что подчинилась. Но спустя несколько лет она освободилась от мужних чар и после окончания техникума ушла на профессиональную сцену.
Но бывает и иначе. На этом же «Огоньке» заместитель Совета ветеранов университета доцент Виктор Петрович Жуков взял в руки микрофон и как профессиональный артист сначала соло, а затем в трио пел наши фронтовые песни. Обрадовал нас своим талантом впервые и жаль, что этого не делал раньше. Он остался верен полученной профессии, в нем педагог победил артиста. Мы привыкли, что на всех наших «Огоньках» обязанность тамады выполняет сам председатель Совета ветеранов доцент Виктор Александрович Казаченков. Но сказать о нем, что он прекрасный тамада, это всеровно, что ничего не сказать. Он постоянно радует нас прекрасным пением, безукоризненным рекламированием стихов, всевозможными рассказами небылиц и былей. Он больше, чем конферансье. Да что там перечислять, без него трудно представить наши «Огоньки». И в то же время в нем тоже педагог победил прекрасного артиста. Народ наш талантлив и подмостков сцены на всех талантов не хватит. Да это и не нужно. Каждый должен найти свое место в нашей бурной жизни.
А как сложится судьба Нади? Пожелаем ей счастливого жизненного пути.
|