Начало Статьи Об Авторе Написать

Технические требования к зерноуборочному комбайну

Pic

За годы реформ зерноуборочные комбайны сильно износились, особенно «Нивы». Многие из них давно подлежат списанию, но приходится ремонтировать и их. Здесь мы остановимся, прежде всего, на проверке качества ремонта комбайнов «Нива», одновременно отмечая особенности ремонта и комбайнов «Дон».

Проверка уплотнений

У исправных комбайнов нет неплотностей, через которые в работе терялось бы зерно. Однако нынешнее состояние комбайнов таково, что проверка имеющихся уплотнений и устранение обнаруженных нарушений является обязательной.

1. Сопряжение корпуса жатки с наклонной камерой. Металлический переходной щит (фартук) относительно корпуса наклонной камеры должен располагаться симметрично. При этом боковые ремни щита слева и справа должны быть направлены одинаково вверх, а задний ремень— назад без подгибов. Зазоры в петлях щита не следует допускать свыше одного миллиметра. При больших зазорах петли подгибают. Кромка днища корпуса в зоне крепления переходного щита должна быть ровной. Этот дефект устраняют рихтовкой. Боковые щитки, шарнирно укрепленные на подпружиненных штангах, должны плотно прилегать к поверхности корпуса жатки и свободно перемещаться вверх-вниз. Под действием пружин они постоянно должны прижиматься к левой и правой боковинам наклонной камеры. Для этого щитки и места их прилегания при необходимости рихтуют, устраняя прогибы, величина которых превышает один миллиметр. Особенно тщательно устраняют прогибы боковин наклонной камеры.

2. Сопряжение наклонной камеры с корпусом молотилки. Уплотнение сопряжения производится за счет верхнего и нижнего ремней, укрепленных на поперечных связях корпуса молотилки, а также двух ремней на боковинах наклонной камеры. В процессе присоединения наклонной камеры к молотилке следят за тем, чтобы уплотнительные ремни в их сопряжении были направлены назад. Недопустим загиб вперед ни одного из ремней.

3. Сопряжение наклонного выгрузного шнека с патрубком горизонтального шнека. В рабочем положении зазор между фланцами наклонного шнека и переходного патрубка не должен превышать одного миллиметра. Если зазор больше, то его уменьшают с помощью верхней и боковой регулировочных тяг, а также перемещением хомута по кожуху шнека.

4. Сопряжение грохота и решетного стана. Боковые уплотняющие ремни должны плотно прилегать без зазоров к соответствующим привалочным плоскостям (панелям молотилки и боковинам грохота). Зазоры устраняют симметричным размещением грохота и решетного стана относительно корпуса молотилки, правильным приклепыванием ремней и подрихтовкой привалочных плоскостей. Уплотнение передней части грохота проверяют тогда, когда наклонная камера еще не присоединена к молотилке. Верхний козырек фартука грохота должен плотно прилегать к поперечному брусу связи молотилки, зазор между ними может быть не более одного миллиметра. Если он больше, то фартук опускают вниз за счет продолговатых отверстий в его креплении к панелям молотилки или же с помощью рихтовки верхнего козырька грохота.

5. Сопряжение зернового и колосового шнеков и кожуха вентилятора. Щитки кожуха зернового шнека должны плотно прилегать к боковинам решетного стана и кожуха вентилятора, а передние щитки колосового шнека — к боковинам решетного стана. Достигается это благодаря продолговатым отверстиям, по которым щитки сдвигают ближе к решетному стану и вентилятору.

6. Неплотности в сопряжениях наклонной камеры, грохота, решетного стана, зернового и колосового шнеков, вентилятора часто возникают вследствие потери упругости уплотнительными ремнями. В таких случаях ремни заменяют на новые, а при отсутствии их — приклепывают старые, повернув на 180°, вследствие чего выгиб ремней будет в обратную сторону. Это обеспечивает хорошее прилегание их к привалочным плоскостям.

7. Сопряжение крышек на головках элеваторов, кожухах шнеков и панелях молотилки. Если в этих сопряжениях появились щели, через которые возможна утечка зерна, то производят рихтовку деформированных мест крышек или привалочных плоскостей.

8. Сопряжение капота барабана. Если в его сопряжении с привалочными плоскостями молотилки появились зазоры, то их устраняют рихтовкой капота.

9. Сопряжение подвески деки. Пазы в панелях молотилки, через которые проходят валы подвески деки, должны быть хорошо закрыты специальными щитками. Зазоры между ними и панелями молотилки устраняют установкой шайб на валы подвески деки, добиваясь, чтобы щитки не имели большого люфта и не ограничивали свободу перемещения осей подвески деки по пазам.

10. У комбайнов «Дон» проверяют правильность установки и плотность прилегания переходного щитка от проставки к днищу корпуса жатки, боковых металлических щитков к боковинам проставки и корпусу жатки, корпуса наклонной камеры с молотилкой, крышек люков молотилки, наклонной камеры, зернового и колосового элеваторов, выгрузного шнека, домолачивающего устройства. Допускаемые зазоры — не более одного миллиметра. Большие зазоры устраняют рихтовкой, а небольшие щели заделывают герметикой ВГО-1 из комплекта ЗИП. Уплотнительные ремни в соединении наклонной камеры с молотилкой, транспортной доски, верхнего решета с боковинами корпуса молотилки должны надежно перекрывать все неплотности.

Режущий аппарат

1. Ножевая полоса должна быть прямолинейной. Допустимый плавный выгиб в горизонтальной плоскости — не более одного миллиметра на один метр длины. Добиваются рихтовкой ножевой полосы.

2. Все сегменты должны прилегать к ровной плоскости (хорошо отфугованной доске и пр.). Допустимое отклонение вершин сегментов — не более 0,3 мм. Больший зазор устраняют предотвращением скручивания ножевой полосы.

3. Выбраковочные размеры деталей режущего аппарата следующие: диаметр сферы головки пальца коромысла (колебателя) — менее 31,5 мм, толщина направляющей головки — менее 7 мм, длина выкрошенной части режущих кромок сегментов — более 5 мм, ширина ножевой полосы — менее 20,5 мм, толщина рабочей кромки прижимов ножа - менее 3,5 мм, толщина рабочей кромки пластины трения — менее 2 мм. Нож от руки должен свободно перемещаться в пальцевом брусе.

4. Зазоры между сегментами и пальцами должны быть: у основания — 0,3—1,5 мм, у носка — 0—0,3 мм. Увеличение зазора у носка до 0,8 мм и у основания до 2 мм допускается не более чем у 30% пальцев.

5. У комбайнов «Дон» носки сегментов должны прилегать к пальцам. При проверке щуп толщиной 0,1 мм должен проходить между ними с натягом. Допускается зазор до 0,8 мм у 30 % режущих пар. В задней части зазор между сегментами и пальцами должен быть 0,3—5мм. Допускается зазор до 0,8 мм у 70 % режущих пар, 0,8—1,5 мм не более чем у 20 % и 1,5—2 мм не более чем у 10 % режущих пар. Необходимые зазоры устанавливают с помощью регулировочных прокладок

6. Зазор между прижимами ножа и сегментами должен быть 0,1-0,7 мм. Регулируют прокладками или подгибом прижимов.

7. Середины сегментов в крайних положениях ножа должны совпадать с серединами пальцев. Несовпадение допускается до 5 мм. Регулируют изменением длины шатуна. У «Дона» перебег сегментов за оси пальцев в обе стороны должен быть 6 мм.

8. Соединительное звено (центр шарнира) относительно линии ножа должно отклоняться вперед-назад на 2,5 мм. Суммарный зазор между витками пружины болта соединительного звена — 2-3 мм. При этом шаровые головки в гнездах должны поворачиваться свободно, но без люфта. Недопустимо пружину (резиновый демпфер) сильно затягивать, так как это приведет к быстрому износу сопряженных деталей из-за вытекания смазки вследствие их перегрева. Практически при нормальной затяжке смазки должно хватать на 8 часов работы, после чего смазку требуется повторить.

9. Центр шарового шарнира рычага колебателя МКШ комбайна «Дон», относительно центра сферического шарнира головки ножа, по вертикали при перемещении ножа должен подниматься вверх и опускаться вниз на 2,5-3 мм. Регулируют смещением рычага колебателя по рифленым поверхностям. При нарушении этой регулировки быстро изнашиваются направляющие головки ножа и щечки самой головки.

10. Зазор между щечками головки ножа и направляющими комбайна «Дон» должен быть 0,1-1,5 мм.

11. Главная причина выхода МКШ комбайна «Дон» со строя является неправильный подбор регулировочных прокладок зажатия подшипника качающейся шайбы. Устраняют динамической балансировкой на специальном стенде.

Шнековый транспортер жатки

1 Радиальное биение трубы и наружных кромок спиралей относительно оси шнека допускается не более 6-мм.

2. Глубина вмятин на спирали может быть не белее 5 мм, длина — не более 50 мм.

3. Зазор между торцами шнека и боковинами корпуса жатки должен быть не менее 5 мм.

4. Зазор между спиралями шнека и днищем по всей длине должен быть одинаковым. Допустимое отклонение равно ±2 мм для жаток с захватом 4,1 и 5 м и ±3 мм — для жаток с захватом 6 и 7 м.

5. Допускаемый зазор между спиралями шнека и регулируемыми козырьками отражателей, особенно у входа в наклонную камеру, не может превышать 10 мм. При большем зазоре хлебная масса скапливается у ветрового щита и отдельными порциями поступает в молотилку, что становится причиной потерь зерна в солому и полову.

4. У комбайнов «Енисей» надставные витки шпека и удлинители отражателей должны легко демонтироваться. Если жатка в начале уборки будет использоваться на подборе валков, то их необходимо снять, иначе хлебная масса будет поступать в большей мере по центру молотилки, что вызовет потери зерна в полову по краям молотилки. На прямом комбайнировании их надо установить на место и прочно закрепить, иначе хлебная масса будет двигаться ближе к боковинам молотилки, что вызовет потери зерна в полову посредине молотилки.

5. Осевое перемещение пальцев пальчикового механизма шнека не должно превышать 3,5 мм, а пальцев битера проставки (комбайн «Дон») — 2,5 мм. Величина радиальных перемещений этих пальцев — не более 2,3 мм.

6. Степень натяжения предохранительной муфты шнекового транспортера регулируют на срабатывании при крутящем моменте 60 кгс.м. В практике обычно ни эту, ни другие муфты таким образом не регулируют. Чаще всего пружины предохранительных муфт затягивают полностью, что приводит к преждевременному выходу со строя узлов и агрегатов комбайна. Поэтому я рекомендую пружины всех предохранительных муфт, установленных не только на зерноуборочном комбайне, но и на всех других машинах, затягивать как можно слабее, лишь бы в работе муфты не срабатывали.

7. При статической балансировке шнека дисбаланс не должен превышать 15 г.м.

Проставка

1. Нижний переходной щит должен располагаться симметрично окну ветрового щита, чтобы его боковые уплотнители расположились симметрично и плотно перекрывали боковые нижние щели.

2. Наружные боковые щитки должны плотно прилегать к боковинам проставки с помощью подпружиненных рычагов. Допустимое неприлегание не должно превышать 1,5 мм. Регулируют перестановкой специальных шайб.

3. Переходной щит под воздействием пружины должен лишь слегка прижиматься к днищу проставки. При слабом натяжении пружины могут появиться потери зерна в щель между переходным щитом и проставкой. При излишнем натяжении происходит интенсивный износ переходного щита и днища проставки. Натяжение (степень закрутки) пружины регулируют с помощью рифленого зацепа.

4. Суммарный зазор между упорными роликами проставки и упорами наклонной камеры жатки не должен превышать 6 мм.

5. Разность упоров проставки по высоте не должна превышать 2 мм. При большей разности происходит провисание жатки в одну сторону. Регулируют тягами, связывающими жатку с проставкой.

6. Зазор между торцами трубы битера и боковинами проставки должен быть одинаковым и не менее 5 мм.

Наклонная камера

1. Величина зазора между гребенками транспортера и днищем под нижним валом должен быть 5-10 мм. Увеличенный зазор вызывает порционную подачу хлебной массы в молотилку, а отсутствие зазора ведет к интенсивному износу гребенок и днища. Регулируют установкой или снятием шайб между кронштейном и гайкой винта подвески нижнего вала. На уборке длинносоломистых хлебов этот зазор увеличивают на 10-20 мм.

2. Цепно-планчатый транспортер пружинами натягивают до легкого касания гребенок о днище корпуса жатки посредине днища. У комбайнов «Дон» зазор между гребенками и днищем наклонной камеры устанавливают равным 5-12 мм с помощью упорных болтов под рычаги механизма подпружинивания полозьев-успокоителей цепей транспортера. Если цепь плавающего транспортера можно оттянуть рукой вверх больше, чем на 50 мм (для комбайнов «Дон»—35 мм), то это свидетельствует о слабом натяжении. При правильном натяжении транспортера от усилия руки, оттягивающей цепь транспортера по ее середине, нижний вал должен подниматься вверх на 45 мм, а его ось перемещаться по продольным пазам на 10—12 мм

3. Гребенки транспортера наклонной камеры должны находиться в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более 2 мм. Гребенки выбраковывают при уменьшении высоты зубьев в результате износа до размера менее 2 мм. Глубина канавок верхних накладок и направляющих в месте износа пластинами цепей не должна превышать 2,5 мм.

4. Транспортер выбраковывают, если удлинение цепей составляет более 4 % их первоначальной длины и при поломке более 50 % гребенок.


Мотовило

1. Трубы граблин должны быть прямолинейными. Допускается отклонение не более 5 мм на один метр длины трубы, а у комбайнов «Дон»—2 мм.

2. Пальцы граблин должны находиться в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более 5 мм по длине пяти смежных пальцев.

3. Труба мотовила должна быть прямолинейной. Допустимый прогиб посередине — до 10 мм. Он регулируется правильным натяжением шпренгелей.

4. Осевое перемещение трубы мотовила в подшипниках — до 5 мм.

5. Трубы граблин должны быть параллельны пальцевому брусу режущего аппарата. Допустимое отклонение по всей длине — не более 10 мм.

5. В самом низком положении мотовила зазор между пальцами граблин и сегментами режущего аппарата должен быть 20—25 мм, чтобы предотвратить аварию из-за попадания пальцев в режущий аппарат, и в то же время обеспечить хорошую очистку режущего аппарата на уборке короткостебельных хлебах.

6. Величина межцентрового расстояния между шкивами клиноременного вариатора привода мотовила. Регулируется смещением ведущего шкива вариатора с помощью регулировочной штанги. В литературе по комбайнам, включая заводские инструкции, отмечается, что так регулируют натяжение ремня вариатора Такое утверждение является совершенно неверным. Ремень имеет постоянное натяжение за счет пружины верхнего шкива. В действительности так предотвращают выход ремня за пределы дисков шкивов при установке максимальных или минимальных оборотов вала мотовила, что ведет к преждевременному выходу со строя клиновых ремней. К этой регулировке прибегают по мере износа (вытягивания) ремней.

7. Перестановкой болта на отверстиях планки угол наклона граблин можно установить 15 градусов вперед, вертикально вниз, 15 и 30 градусов назад. Этим обеспечивается качественная работа мотовила во всех условиях работы. К сожалению, на многих жатках имеется заводской брак, и установить такие углы невозможно. Достигается нужный наклон граблин ремонтом регулировочной планки с отверстиями.
Механизм экстренного отключения жатки

1. Включенное положение рычага включения привода на жатку должно надежно запираться за счет нормального натяжения приводного ремня.

2. При правильном натяжении приводного ремня зазор между лапкой и верхней ветвью ремня допускается до 10 мм. Ремень не должен касаться лапки.

3. Зазор между нижней ветвью ремня и полозком успокоителем может составлять не более 5 мм, а между скобой натяжного ролика и нижней ветвью — до 18 мм

Механизм включения привода наклонной камеры комбайна «Дон»

1. Зазор между торцами пробки и упором должен быть 10 мм.

2. Длина упора между центрами оси пробки и вилки должна быть 460 мм.

3. При выключенной передаче зазор между кронштейном рамы и рычагом, при включенной передаче натяжного устройства, должен составлять 11—13 мм.

4. Расстояние от поверхности боковины крепления корпуса подшипника отбойного битера до ближайшего торца шкива должно быть 34,5 мм.

5. Зазор между ремнем во включенном состоянии механизма и боковым кожухом должен быть 2—6 мм, а с нижним—2—10 мм. Сами кожухи должны располагаться симметрично ремню.

Механизм реверса транспортера наклонной камеры комбайна «Дон»

1. Внутренний выключатель перемещением в резьбовых отверстиях корпуса блока устанавливают так, чтобы шток гидроцилиндра остановился на расстоянии 15—25 мм до полного втягивания.

2. Наружный выключатель устанавливают так, чтобы при полностью втянутом штоке гидроцилиндра расстояние от конца штока блока выключателей до резьбовой части наружного выключателя составляло 5—7 мм.


Уравновешивающий механизм жатки

1. Степень натяжения пружин блоков. При недостаточном натяжении пружин возникает большое давление копирующих башмаков на почву, в результате чего происходит зарывание их в землю. Это приводит к поломкам режущего аппарата и его привода из-за попадания в режущий аппарат почвы, к появлению потерь несрезанных стеблей, примятых к земле сгруженной башмаками почвой, а также к подъему жатки вверх при всплывании башмаков на сгруженную ими почву, обуславливая появление местами повышенной высоты стерни, вплоть до несрезанных колосьев. Кроме того, при этом увеличивается сопротивление перемещению жатки, а, значит, повышается расход топлива и износ башмаков. При излишнем натяжении пружин жатка начитает «галопировать» из-за отсутствия давления на башмаках. При этом стерня приобретает по высоте волнообразный вид по ходу движения комбайна с потерями несрезанных колосьев, особенно на уборке низкорослых хлебов. Следовательно, пружины блоков натягивают посильнее, лишь бы в работе башмаки не отрывались от поверхности поля. Натяжение пружин увеличивают постепенно до тех пор, пока башмаки начинают отрываться от поверхности поля. Затем натяжение пружин ослабляют до устранения отрыва башмаков. Причем, регулировку ведут раздельно левого и правого блоков, ориентируясь на отрыв левого или правого башмака. Ориентировочно натяжение пружин можно считать правильным, если усилие на подъем жатки за носок делителя на высоту 2-3 см составляет 30—40 кгс. У комбайнов «Дон» надо предварительно отрегулировать поперечные пружинные растяжки. Натяжные винты в них закручивают, когда жатка поднята на 2—3 см. При этом добиваются, чтобы между головками винтов и опорными поверхностями сферических подшипников образовался зазор, равный 8 мм.

2. Количество пружин в блоках зависит от марки комбайна и ширины захвата жатки. Для комбайна «Дон» количество пружин следующее: при захвате жатки 5 м: левый блок - 4 одинарных и одна внутренняя, правый блок - 2 одинарных; захват жатки 6 м - левый блок - 5 одинарных, правый блок - 2 одинарных и одна внутренняя; захват жатки 7 м: левый блок - 4 одинарных и одна двойная, правый блок - 2 одинарных и одна внутренняя. Разное количество пружин в блоке объясняется тем, что с изменением ширины жатки изменяется перераспределение ее массы относительно центрального шарнира подвески по ширине, то есть меняются условия, определяющие давление башмаков на почву.

Барабанный подборщик

1. Пальцы граблин трубы должны лежать в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более 20 мм.

2. Осевое перемещение труб граблин допускается до 1,5 мм.

3. Поверхности скатов подборщиков должны лежать в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более 3 мм.

4. Расстояние между соседними скатами должно быть не менее 8 мм.

Полотняно-транспортерный подборщик

1.При оттягивании рукой одной из граблин посередине полотна подъем их вверх должен составлять 30—40 мм.

2. Зазор между роликом на поперечине рамы и нижней ветвью тяговой цепи транспортера должен быть 5—10 мм.

3. Натяжение пружин уравновешивающего механизма подборщика должно обеспечить давление на копирующие башмаки (колеса) в пределах 3—5 кгс.

Молотильный аппарат

1. Высота рифов бичей барабана должна быть не менее 4 мм, а для комбайнов «Дон»—6 мм. При меньшей высоте их выбраковывают.

2. Допустимый прогиб бичей составляет 1,5 мм на длине в один метр. При большем прогибе под прогнутый участок бича подставляют необходимой толщины подкладку, а под гайки крепежных болтов диаметрально противоположного бича — уравновешивающие пластины с массой, соответствующей массе прокладки.

3. Рифы болтов крепления бичей должны быть заподлицо с рифами бичей. Допустимое утопание — не более 1,5 мм. Выступание не допускается.

4. Бичи должны быть заподлицо с торцами подбичников. Допускается выступание бичей не более 2 мм. Выступание подбичников не допускается.

5. Зазор между торцами барабана и боковинами молотильной камеры с обеих сторон должен быть одинаковый. Допустимая разница — не более 2 мм.

6. При проворачивании барабана разница зазора между его бичами и одной из поперечных планок деки с обеих сторон молотилки может быть не более 1,5 мм. Повышенную разницу устраняют подбором бичей или установкой под них прокладок общей толщиной не более 1 мм.

7. При замене бичей разница в весе пары бичей, устанавливаемых с противоположных сторон, не должна превышать 10 г, чтобы не вызвать дисбаланс барабана.

8. Износ рабочих граней поперечных планок деки (скругление) допускается до радиуса не более 2,5 мм.

9. Прогиб поперечных планок по радиальному направлению — не более одного миллиметра, в направлении движения массы - не свыше 3 мм.

10. У комбайнов «Дон» высота зубьев лопастей домолачивающего устройства должна быть не менее 16 мм, а высота рифов его деки — не менее 12 мм. При меньших размерах их выбраковывают или ремонтируют наплавкой.

11. При максимально поднятой деке вверх зазоры должны быть: у комбайна «Нива» на входе – 18 мм, в среднем лючке – 14 мм, на выходе – 2 мм, а у комбайна «Дон» на входе 18 мм, на выходе – 2 мм. Если зазоры, особенно на выходе, окажутся большими, то придется сокращать рабочий день, так как утром и вечером, за счет отсыревания хлебной массы, появятся потери зерна из-за недомолота, особенно труднообмолачиваемых сортов пшеницы, как, например, «Безостая 1». Надо учесть, что у комбайнов «Нива» часто появляется заводской брак, и зазоры на входе оказываются большими, чем положено и имеющейся регулировкой их невозможно уменьшить. Это приводит к резкому ухудшению качества обмолота и снижению производительности комбайна. Устраняют переделкой цапф подвески надставки деки.


Механизм включения молотилки комбайна «Дон»

1. Включение и выключение молотилки надо производить при частоте вращения вала двигателя не более 1000 об/мин. Это обеспечивает максимальную долговечность поликлинового ремня.

2. Зазор между боковиной кронштейна механизма натяжения и шкивом двигателя должен быть 17—23 мм.

3. Зазор между кожухом и нижним основанием верхней ветви ремня при включенном механизме должен быть 8—12 мм.

4. Зазор между кожухом и ремнем в нижней части ведомого шкива должен быть 2—6 мм.

5. Подъемник на ведущем шкиве, при отключенном механизме, должен быть вертикальным (отклонение от вертикали назад по верхнему пальцу допускается на 6—10 мм) и симметричным приводному ремню.

Соломотряс

Зазор между смежными клавишами, а также между клавишами и панелями молотилки — не менее 2 мм.

0чистка

1. Действительные обороты вентилятора должны соответствовать показаниям шкалы. Проверку ведут с помощью эталонного тахометра на полных оборотах двигателя, используя левый торец вала вентилятора.

2. Показания шкал должны соответствовать действительным углам наклона жалюзи верхнего и нижнего решет очистки.

3. В закрытом положении жалюзи решет должны плотно прилегать друг к другу. Допустимый зазор между отдельными зубьями жалюзи — до 2 мм. Зазоры у трех не рядом расположенных зубьев в ряду — до 4 мм.

4. При установке рычага открытия жалюзи удлинителя на первом отверстии (считая сзади, а у комбайнов «Дон», считая спереди) зазоры между жалюзи не должны превышать 2 мм.

Выгрузное устройство комбайна «Дон»

1. При полностью втянутом штоке гидроцилиндра необходимо, чтобы зазор между упором и ремнем был равен 5—8 мм, пружина сжата до длины 98—102 мм, а ремни выходили из канавок шкива и прилегали к охватывающим кожухам. При этом прогиб ремня в средней части не должен превышать 30 мм.

2. Длину штока гидроцилиндра регулируют так, чтобы при полностью втянутом штоке кронштейн выгрузного шнека подходил к фиксатору опоры панели молотилки и ложился в его гнезда. Фиксатор опоры выставляют по высоте так, чтобы кронштейн выгрузного шнека попадал в его гнездо без резких ударов.

3. В контрприводе выгрузного устройства зазор между верхней ветвью ремня привода и успокоителем должен быть 5—8 мм.

Навесной копнитель

1. Минимальный зазор между лотком соломонабивателя и его граблинами должен составлять 5—10 мм, между клавишами в их заднем положении и лотком — 5—15 мм, а между граблинами половонабивателя и поверхностью лотка — 4—6 мм

2. Передняя верхняя кромка днища копнителя должна быть ниже заднего обреза лотка половонабивателя на 10—40 мм и параллельна ему.

3. При закрытом копнителе защелки должны захватывать зацепы заднего клапана на полный зуб, а при нажиме на педаль выгрузки копны одновременно освобождать зацепы.

4. Длина натяжной пружины днища должна быть 630 мм, что соответствует усилию ее натяжения в 29—39 кгс.

5. У комбайна «Нива» поверхности скольжения приводного диска по левому кулачковому пальцевому диску предохранительно-выгружающего устройства не должны иметь литейных заусениц и выбоин износа, так как это может привести к несрабатыванию автомата и выходу из строя соломотряса. Боковой зазор между роликом рычага включения автомата и кулачком левого кулачкового пальцевого диска —3 мм, а радиальный зазор между роликом и кулачковым пальцевым диском —2—3 мм Предохранительную муфту автомата регулируют на передачу крутящего момента в 8,5 кгс.м.

6. У комбайнов «Дон» предохранительную фрикционную муфту автомата регулируют на передачу крутящего момента, равного 10—12 кгс.м. Боковой зазор между магнитом и датчиками заполнения копнителя должен составлять 5—10 мм. При большем зазоре автомат выгрузки копны может не сработать, и это приведет к поломке соломотряса.

Регулировка предохранительных муфт комбайна «Нива»

Регулируют их на срабатывание при приложении следующего крутящего момента: вал мотовила — 10—13 кгс.м, вал шнека жатки — 19—21, верхний вал наклонной камеры — 13—17, вал выгрузного шнека — 10—14, вал заднего контрпривода — 8,5 вал колосового шнека — 10—14, вал зернового шнека — 10—12 кгс.м.

Регулировка предохранительных муфт комбайна «Дон»

Регулируют их на срабатывание при приложении следующего крутящего момента: вал мотовила — 55—65 кгс.м, вал шнека жатки — 55—65, вал битера проставки — 58—62, вал проставки — 48—52, ведущий вал наклонной камеры — 54—66, вал зернового шнека — 10, вал колосового шнека — 10, вал контрпривода зернового элеватора — 25, вал домолачивающего устройства —25, вал привода граблин соломонабивателя — 10—12 кгс.м.

Натяжение приводных ремней

Контролируют натяжение по величине прогиба ремня под усилием 4 кгс. Лишь для комбайнов «Дон» некоторые ремни контролируют под усилием 6 кгс, что отмечено в скобках. Местом замера прогиба ремня является середина ветви, не подпертая натяжным роликом. Оптимальная величина прогиба ремня приводится ниже.


Комбайн «Нива»

Левая сторона: от вала двигателя до вала главного контрпривода — 30—35 мм, от вала главного контрпривода до вала барабана — 2—3, от вала главного контрпривода до вала заднего контрпривода — 17—22, от вала заднего контрпривода до вала зернового шнека — 28—33, от нижнего вала до верхнего вала вариатора жатки — 8—10 мм.

Правая сторона: от вала двигателя до блока шкивов вариатора скорости движения и от него 9—11 мм, от вала двигателя до первичного вала коробки передач — 9—11, от вала главного контрпривода до вала очистки — 10—12, от вала главного контрпривода до блока шкивов и до вала вентилятора очистки — 14—17, от вала главного контрпривода до вала контрпривода выгрузного шнека — 10—12, от вала контрпривода соломотряса до вала соломотряса — 14—15 мм.

Комбайн «Дон»

Левая сторона: от вала двигателя до вала битера (6 кгс) — 10—15 мм, от вала битера до вала домолота колосьев (6 кгс) — 35—40, от вала заднего контрпривода до вала колосового элеватора (6 кгс) — 40—90, от вала заднего контрпривода до вала соломотряса (6 кгс) — 30—35, от вала половонабивателя до вала соломонабивателя (6 кгс) — 15—20, от вала контрпривода вентилятора очистки до вала вариатора вентилятора (6 кгс) — 8—10, от вала контрпривода очистки до колебательного вала очистки (6 кгс) — 4—6, от вала битера до вала контрпривода вентилятора очистки (6 кгс) — 10—20, от контрприводного вала жатки до вала привода режущего аппарата — 12—14, от нижнего вала вариатора мотовила до верхнего вала вариатора мотовила — 8—10, от верхнего вала вариатора до приводного вала подборщика платформы-подборщика — 45—70, от нижнего вала вариатора до верхнего вала платформы-подборщика — 8—10 мм.

Правая сторона: от вала битера до заднего контрпривода (6 кгс) — 70—125 мм, от вала битера до контрпривода выгрузного шнека (6 кгс) — 5—7, от вала гидронасоса ходовой части до вала компрессора кондиционера воздуха (6 кгс) — 15—20, от вала двигателя до вала контрпривода вентилятора охлаждения масла (6 кгс) — 40-55, от вала двигателя до вала гидронасоса ходовой части (6 кгс) — 10—15, от вала двигателя до вала вариатора
хода (6 кгс) — 15—25, от вала битера до вала наклонной камеры (6 кгс) — 25—40 мм.

Натяжение цепных передач

Контролируют натяжение по величине свободного их провисания.
Ориентировочно натяжение цепи считают нормальным, если усилием руки ее можно отвести от линии движения на 40—70 мм на метр длины ее рабочей ветви. При этом все звездочки должны лежать в одной плоскости с допустимым отклонение не более 2 мм на один метр межцентрового расстояния. Более точные данные приведены ниже.

Комбайн «Нива»

Левая сторона: от верхнего вала наклонной камеры до вала контрпривода жатки — 72—120 мм, от кривошипного вала жатки до вала шнека и до нижнего вала вариатора мотовила — 25—50, от верхнего вала вариатора мотовила до вала контрпривода — 26—45, от вала контрпривода мотовила до вала мотовила — 26—45, от вала верхней головки мотовила элеватора до вала малого колосового шнека — 3—6, от вала заднего контрпривода до валов полово- и соломонабивателей — 20—40 мм. От нижнего вала к верхнему валу колосового элеватора скребок можно отклонить рукой в обе стороны на 30°.

Правая сторона: от вала заднего контрпривода до вала контрпривода соломотряса и до вала колосового шнека — 8—12 мм, от вала верхней головки зернового элеватора до вала распределительного шнека бункера — 3—6, от вала контрпривода выгрузного шнека до вала выгрузного шнека — 15—20, от верхнего вала наклонной камеры до вала приемного битера — 4—6, от верхнего вала наклонной камеры до нижнего вала плавающего транспортера — 15-25 мм.

Комбайн «Дон»

Левая сторона: от контрпривода наклонного выгрузного шнека до вала наклонного выгрузного шнека — 2—3 мм, от вала заднего контрпривода до вала половонабивателя — 9—14 мм, от верхнего вала колосового элеватора к нижнему валу колосового элеватора скребок можно отклонить рукой в обе стороны на 30°; от верхнего вала колосового элеватора до вала распределительного шнека — 4—5 мм, от верхнего вала наклонной камеры до трансмиссионного вала — 19—29, от трансмиссионного вала до контрприводного вала проставки — 10—15, от контрприводного вала до нижнего вала вариатора мотовила — 17—20, от контрприводного вала до вала шнека жатки — 13—19, от контрприводного вала мотовила до вала мотовила — 18—22, от верхнего вала вариатора мотовила до контрприводного вала мотовила — 18—22 мм; от приводного вала до вала направляющего ролика платформы-подборщика нижняя ветвь должна провисать так, чтобы между роликом на боковине рамы и цепью был зазор не более 5 мм; от вала контрпривода до нижнего вала вариатора платформы-подборщика — 3—5 мм, от трансмиссионного вала до вала контрпривода платформы-подборщика — 13—19, от вала контрпривода до вала шнека шнекового транспортера платформы-подборщика — 11—17 мм.

Правая сторона: от вала контрпривода зерновой группы до верхнего вала зернового элеватора и приводного вала загрузочного шнека бункера — 5—7 мм, от вала контрпривода выгрузного шнека до вала горизонтального выгрузного шнека бункера — 9—14, от трансмиссионного вала жатки до вала битера проставки — 15—20 мм; от верхнего вала зернового элеватора к нижнему валу зернового элеватора скребок можно отклонить рукой в обе стороны на 30°.

Гидропривод управления рабочими органами

1. Средняя продолжительность подъема жатки не должна превышать 5 с, а опускания —3 с.

2. Время перемещения подвижного блока вариатора привода мотовила из одного крайнего положения в другое — 5—7 с.

3. Усадка штоков гидроцилиндров подъема жатки из крайнего положения за 30 мин не должна превышать 45 мм, а гидроцилиндров подъема мотовила — 50 мм.

4. Утечка масла через запорный вентиль не допускается.

Фильтр и вакуумметры гидростатической трансмиссии (ГСТ) комбайна «Дон»

Измеряют давление в системе подпитки и управления, разрежение на входе в насосе, высокое давление в магистрали гидронасос — гидромотор, давление дренажа во внутренних полостях гидронасоса и гидромотора. Измерения выполняют в такой последовательности:

1) останавливают дизель, рычаг понижающего редуктора устанавливают в нейтральное положение;

2) ослабляют крышку бака для устранения возможного давления в системе, принимают меры по обеспечению чистоты рабочей жидкости, подставляют емкость для сбора масла, которое может вытечь в результате отвертывания пробок, на место вывернутых пробок подключают контрольные манометры;

3) запускают дизель, и на холостых оборотах прогревают рабочую жидкость до 50°С;

4) надежно затормаживают комбайн тормозами и подколесными упорами;

5) частоту вращения дизеля доводят до 1500—2000 об/мин, рычаг управления устанавливают в нейтральное положение;

6) снимают показания манометра, замеряющего разрежение на входе в гидронасос. Допускаемая величина разрежения — не более 0,245 кгс/см2. При большем разрежении заменяют фильтрующий элемент;

7) сравнивают показания манометров, замеряющих давление на входе и выходе гидронасоса, которое может быть не более 3,4 кгс/см2. При большей разнице устраняют неисправность тяг механизма управления или регулируют положение золотника гидрораспределителя и люльки гидронасоса;

8) на манометре, установленном на входе в гидронасос, давление должно быть 14,5—18 кгс/см2, а на манометре на выходе гидромотора — не более 2,5 кгс/см2. Разница показаний этих манометров должна быть равной 13,5—15 кгс/см2. Если она выше или ниже, то необходимо прочистить и отрегулировать предохранительный клапан. Затем рычаг управления поочередно перемещают в положение «вперед» и «назад». Делают это медленно до начала страгивания заторможенного комбайна, одновременно следя за изменением давления. При этом учитывают, что допустимая величина давления в системе подпитки должна быть 10—13 кгс/см2. Если давление ниже, то переливной клапан в клапанной коробке необходимо прочистить и отрегулировать;

9) при надежном удерживании комбайна на месте рычаг управления перемещают в положение «вперед» или «назад» и определяют давление в нагнетательной магистрали гидромотора, которое ограничивается предохранительным клапаном высокого давления. Допускаемая величина давления — 340—355 кгс/см2. Если давление ниже нормы, то клапаны высокого давления и обратные клапаны прочищают и регулируют.

Система смазки дизеля комбайнов «Дон»

Давление масла с температурой 80—95°С при номинальной частоте вращения холостого хода (2000 об/мин) должно быть не менее 4—5 кгс/см2, а при минимальной частоте — не менее 1,5 кгс/см2.
Указатель потерь зерна (УПЗ) комбайна «Нива»

1. Проверка исправности прибора. Тумблер питания прибора устанавливают в положение «Вкл» и настраивают на максимальную чувствительность, повернув ручку чувствительности по часовой стрелке до совмещения метки с цифрой 25. Проверка заключается в том, что одновременно бросают по горсти зерна на один из датчиков потерь, расположенных на концах двух клавиш соломотряса и скатной доске колосового шнека, и на датчики подачи, находящиеся на скатной доске очистки. Еще удобней вести проверку легким, но частым постукиванием по поверхности проверяемых датчиков кусками проволоки диаметром 3—4 мм и длиной 200—300 мм. Если прибор исправный, то при одновременном последовательном постукивании по каждому датчику потерь и подачи стрелка указателя потерь будет отклоняться вправо. Если стрелка не отклонится, то это свидетельствует о неисправности пары проверяющих датчиков.

2. Проверка наличия электрических помех. Заводят двигатель, включают тумблер, настраивают прибор на максимальную чувствительность и задают двигателю разную частоту вращения коленчатого вала от минимальной до максимальной. Если при этом стрелка прибора не отклоняется вправо, значит электрических помех нет.

3. Проверка наличия механических помех. Заводят двигатель, включают прибор, настраивают его на максимальную чувствительность, включают привод на жатку и молотилку, доводят обороты двигателя до максимальных и проезжают по плохой дороге 100—200 м. Если стрелка прибора устойчиво отклоняется вправо, то это свидетельствует о наличии механических помех из-за ослабления креплений подвижных деталей, задевания движущихся деталей друг за друга и т.п. Имеющиеся неисправности устраняют. Если стрелка УПЗ отклонилась не более чем до половины неградуированной части шкалы (0,25 %), то прибор считается исправным. Затем чувствительность снижают настолько, чтобы стрелка сместилась на нулевую отметку.


Автоматическая система контроля (АСК) комбайна «Дон»

Проверку ведут в следующей последовательности:

1) включают «массу» комбайна. При этом на левом блоке световой сигнализации должны высветиться две пиктограммы: «Нет зарядки» и «Давление масла в двигателе ниже нормы»;

2) ключ зажигания на щитке приборов устанавливают в 1-е положение. При этом на правом блоке световой сигнализации на 1—2 с загорятся все пиктограммы, в блоке звуковой сигнализации появится прерывистый звуковой сигнал; в блоке измерения частоты вращения на цифровом табло должна загореться цифра 0, а на рулевой колонке — мигать лампа «Обобщенный отказ»;

3) на блоке световой сигнализации нажимают кнопку «Контроль ламп». При этом должны высветиться все пиктограммы на блоках световой и звуковой сигнализаций;

4) на блоке измерения частоты (БИЧ) переключатель каналов устанавливают в положение «Контроль», на цифровом табло блока должна высветиться цифра 640. Переключатель вида измерения последовательно переводят в крайнее левое положение. В этом случае должна высветиться цифра 0 при всех положениях ручки, кроме положения «Измерение скорости комбайна», когда должны высветиться две цифры 0,0;

5) запускают двигатель, устанавливают частоту вращения коленчатого вала, равную 900 об/мин. При этом должны погаснуть пиктограммы «Нет зарядки» и «Давление масла в двигателе ниже нормы», и звуковой сигнал отсутствует;

6) устанавливают частоту вращения двигателя, равную 1000—1100 об/мин, и включают привод на молотилку. При этом на правом блоке световой сигнализации должны загореться все пиктограммы, обязан появиться прерывистый звуковой сигнал, на рулевой колонке — замигать лампа «Обобщенный отказ»;

7) увеличивают частоту вращения двигателя до 1700—1800 об/мин. При этом все пиктограммы должны погаснуть, и звуковой сигнал отсутствует, если АСК работает нормально.

Вариатор ходовой части комбайна «Нива»

1. Натяжение ремней должно соответствовать норме.

2. Шкивы блока вариатора и коробки передач следует расположить в одной плоскости.

3. Внутренний диск блока должен быть параллельным панелям молотилки.

4. Блок вариатора перемещают в крайнее положение и проверяют, чтобы при этом наружные поверхности ремней были заподлицо с обрезами дисков.

Муфта сцепления ходовой части

1. Свободный ход педали должен составлять 25—35 мм.

2. Зазор между регулировочным болтом и рычагом включения должен быть 1,5—2,5 мм.

3. Усилие на педали включения сцепления не должно превышать 20 кгс.

Механизм рулевого управления комбайна «Дон»

Усиление вращения рулевого колеса не должно превышать 5 кгс, а его свободный ход не более 25°.

Ходовые колеса

Давление в шинах ведущих колес комбайна «Нива» должно быть 2,1—2,3 кгс/см2, а у комбайна «Дон» давление в шинах ведущих колес — 1,5—1,9 кгс/см2, а ведомых — 1,3—1,7 кгс/см2.

Тормоза

1. Свободный ход тормозных педалей должен составлять 5—10 мм.

2. Тормозной путь при движении комбайна на ровном участке дороги со скоростью 18 км/м — не более 8 м.

3. У комбайна «Дон» при однократном нажатии на педаль торможение должно быть эффективным. При этом остается запас хода педали не менее 50 мм.

4. При максимальной скорости движения на сухой асфальтированной дороге без уклона тормозной путь должен быть 8—9,3 м.

5. Неодновременность начала торможения колес не должна превышать одного метра.

6. Стояночный тормоз должен удерживать комбайн на уклоне до 16°, а комбайн «Дон» — до 12°.

Начало Оглавление Назад

 

РЕКЛАМА